Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Некрасов. Мороз-воевода.

Художественный смысл.

Независимость от нравственности – условие выживания.

 

Не зарвёмся, так прорвёмся

Хочу недоговорённость продлить. Она такая:

"…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность отрицательных сравнений…

…такую же нарочитую приблизительность встречаем и в самых известных стихах: “Не ветер бушует над бором, // Не с гор пробежали ручьи, // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои”. Тоже странно: “поступь” Мороза сопоставлена с шумом тающих весенних ручьев… Но Некрасову зачем-то необходима эта “приблизительность”, идущая как будто от поэтики устного народного творчества” (В. А. Кошелев. “Перечёл всего Жуковского…”: О поэтическом самоопределении Некрасова).

Мороз-воевода

 

….Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

.

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

.

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

.

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

.

“…Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

.

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли —

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли.

.

Богат я, казны не считаю,

А все не скудеет добро

.

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…”

1863 г.

Есть ли ещё приблизительность? – Айсберги сотворены морозом на суше из снега, а не из морской воды, ему всё же не настолько подвластны "моря-окияны”, чтоб построить "дворцы изо льда”. Торосы на дворцы совсем не похожи. Да и айсберги – тоже.

Независимость от нравственности тоже некая "приблизительность”.

"Семантическая основа манеры зрелого Некрасова ориентирована на целостное приятие мира прежде всего простым человеком, который не обременен ни философскими сомнениями, ни моральными условностями. Мир, который его окружает, жесток — и поневоле человек, собирающийся выжить в нем, тоже бывает жестоким. Этот мир нравственно не определен — и человек в нем, тоже поневоле, становится неустойчив в своих поступках и стремлениях: не придумывает заранее заданных планов и обещаний. Наконец, этот мир косноязычен — и человеку в его пределах не до “гармонической точности”” (Там же).

Вот и Мороз-воевода. То он радуется, что вредит людям, то, что помогает им.

"Метели” в его власти. Ими он заметает "Лесные тропы”, мешает людям охотиться. Через "трещины, щели” в людских строениях он вымораживает помещения. И горе, если у кого не хватит топлива для обогрева. А заморозив реки, он, наоборот, обеспечивает "Обозы с товаром” дорогой.

Даже в точном, казалось бы, сравнении:

 

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро, -

есть "приблизительность”. Глагол несовершенного вида "убираю”, что видом обозначает, своей неограниченностью во времени: щедрость ("Богат я, казны не считаю”) или расточительность (сыплет блестящим снегом на уже им посыпанное)?

Точно, как Россия, богатая и бедная одновременно.

Самое неожиданное – что совсем не обязательно Некрасов плакальщик о несчастном народе. Вот – наоборот: могучий он.

.

Надо Некрасова тут реалистом признать. Особенно, глядя на окружение. Западники рисовали утопию просвещения народа на западный лал, славянофилы, наоборот, утопию, что он и так нравствен. И не видят те и другие реального народа. А Некрасов – видит.

13 сентября 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/ne-zarvemsia-tak-prorvemsia-613f48dd199c4d2e89b4f7cc

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)