С. Воложин.

Нечитайло К. Произведения.

Прикладной смысл.

Насмешка.

 

Читается, всё-таки, эта Нечитайло.

Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные картины становятся понятными.

Нечитайло. Новороссийский вагончик. 1987.

Тут – насмешка над героизмом советского народа и армии, не пропустившими гитлеровцев на Кавказ. Достаточно сравнить, как этот в 10000 мест простреленный пулями вагон выглядит в качестве мемориала, а не насмешки.

(На втором плане – огромные руки, сжимающие огромные автоматы на навесе над дорогой на Кавказ.)

Её вообще тянет смеяться над трагедиями. – Вулкан засыпал пеплом древний город Помпеи. (Да так засыпал, что сохранились некоторым образом материальные свидетельства страданий умирающих от удушья, тех, кто не успел убежать из города.)

Ну так нарисовать их бездумно гуляющими.

Нечитайло. Помпеи. 2001.

Насмехается она и над женской причёской того времени:

 

Впрочем, это – если художница не пародировала то, что в городе Помпеи изображали на стенах:

"В стенных росписях Помпей выделяют 4 стиля:… [больше всего изображённое у Нечитайло походит на стиль 2-й] 80 г. до н.э. - 15 г. н.э… основную площадь стены занимает композиция. С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты” (https://ulli-u.livejournal.com/71993.html).

За мифологический сюжет говорят крылышки мальчиков:

Дом Венеры в доспехах. Помпеи.

Насмешка у Нечитайло – тем, что она примитивизирует своё изображение даже относительно помпейской неумелости (тогда как тогда в искусстве царил натурализм). Ещё тем (вверху слева), что фигурки вылазят из изображённого изображения и даже улетают. Но, в чём суть насмешки? – Не иначе, как она смеётся над мифологическим сознанием тогдашних людей.

Странно. Это всё равно, что смеяться над калекой от роду.

Над усохшим деревом она тоже смеётся?

Нечитайло. Деревья. 2001.

А вот тут –

Нечитайло. Стражи неба. 2006.

она, по-моему, смеётся над непроизвольной заражаемостью человеческой массы чем ни попадя.

Не важно, перед чем эти трое стоят. Важно, что они одинаковы. И что одежда их условна – вневременна. Всегда так! Кто-то показал пальцем на небо – в се и стали там что-то искать, рты раззявив. Стадность. – Надо только зрителю картины суметь увидеть, что тут шея и подбородок вытянула (от презрения) художница почти в прямую линию.

Она и над уверенностью в своём мироотношении смеётся.

Нечитайло. Автопортрет с рукой. 2007.

Смеётся и этой тенью под скулой, и важностью жеста по поводу чего? – пустоты, и затрапезностью одежды, и мужиковатостью…

Её спасает только то, что предмет её насмешничества не бросается в глаза. Люди совеют – в музее всё-таки картины висят. Кто-то разбирающийся их туда допустил…

Но всё это – от головы. В смысле – не от подсознательного идеала. И – я не могу это признать высоким искусством.

13 июля 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6710-4.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)