Нечитайло К. Брат из армии вернулся. Воспоминание о революции. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Нечитайло К. Брат из армии вернулся. Воспоминание о революции.

Прикладной смысл.

Насмешка над официозом.

 

Не читайте про Нечитайло, правды не напишут.

У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля.

"В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская выставка молодых художников. Вернисаж. Толчея. Взволнованные лица.

И вдруг встречаю Василия Нечитайло. Мы подходим к большому холсту: на картине молодая женщина, две маленькие девочки с цветами и книгами, на фоне — конный красногвардеец как символ героического прошлого…

Нечитайло К. Воспоминание о революции. 1980.

— Это полотно написала моя дочь Ксения, — проговорил Василий Кириллович. — Вот она на картине стоит с дочками, моими внучками, Настей и Машей. За ними на коне их прадед, мой отец Кирилл Никитович…

Я глядел на своеобычный, интересно решенный холст “Воспоминание о революции” и сразу понял гордость большого мастера за свою дочь-художницу, талантливую, со своеобразным, ни на кого не похожим голосом… Пристально вглядываясь в картину и видя радость в глазах Нечитайло, я еще крепче уверовал в значимость и современность реалистической живописи, обладающей древним и вечно юным ликом.

“Писать ярче” — этот завет отца не забывают и стараются исполнить дочь Ксения и сыновья Дмитрий и Сергей — молодые художники, уже по-разному заявившие о себе как дарования свежие, разные. Такова преемственность поколений.

Молодые…

Ведь им создавать искусство XXI века.

Как важно в судьбе каждого большого мастера чувствовать рядом с собою плечо верного друга, единомышленника. Таким товарищем был у Василия Нечитайло еще с юности, с институтской скамьи Юрий Кугач. Вместе они учились, защищали свои дипломы, показывали из года в год новые полотна на больших выставках. Конечно, их искусство, как, впрочем, творчество всех художников-реалистов, было разным, но приверженность к станковой живописи, любовь к природе, человеку, к сочному, полнозвучному языку русской живописной школы общими.

. . . . . . . . . . . . .

Словом, всего лишь один взгляд на шедевр живописи перенесет вас в ту эпоху, в то время, в которое жил и творил художник.

Но для этого мастер должен целиком принадлежать своему времени. И чем цельнее и мощнее эта его приверженность, тем великолепнее и бессмертнее его творения.

… На крытом пестрой тканью старинном массивном диване, стоящем в углу, лежит ярко-желтый медвежонок — плюшевая кукла. Ее забыла Настя, внучка художника. Рядом, на стене мастерской, мы видим ее портрет, сияющий радостью бытия, свежестью, улыбкой.

— Василий любил жизнь, — говорит Юрий Кугач.

. . . . . . . . . . . . .

— Тема последней картины Василия “Красные партизаны” — кардинальная тема всей его живописи, — продолжает Кугач. — А если сказать точнее — лейтмотив всей его жизни.

Нечитайло В. Красные Партизаны. 1980.

Ведь придя в институт, он предстал перед ребятами как сын донских степей. Мы узнали из его рассказов о годах гражданской войны на Дону, о поднятой целине в Сальских степях, и он казался нам иногда парнем из легенды, о которой мы читали только в романах или стихах” (Долгополов. Мастера и шедевры. Т. 3. https://info.wikireading.ru/274332).

Такое впечатление, что Василий Нечитайло вполне доволен был произведением дочери не только по формальному признаку – "Писать ярче” и "современность реалистической живописи” – но и по идейному – "любил жизнь”. Ибо революцию понимал, как созидание, а любовь к жизни и созиданию выражать естественно по его мнению – это натуроподобно.

И все слепы к черноте на картине Ксении, к тому, что трое стоящих стоят так, что, в общем, не имеют отношения к тому, на каком фоне они стоят. Разве что красный свой пионерский галстук старшая девочка в руке теребит, а у младшей в руках цветочки цвета, имеющего отдалённое родство с красным – фиолетового. Правда, как и конь под легендарным дедом. Но.

По-моему, тут такое воспоминание о революции, которое издевательством можно назвать.

Это нарисовано за несколько лет до перестройки и гласности, когда массово стали хаять революцию, но. Ксения могла вращаться в соответствующих кругах…

Много что в своей картине она отметила насмешкой (примитивизмом изображения): и дочек, как-то всё же причастных к воспоминанию о революции, и деда. (Надо ли перечислять, что именно носит черты примитивизма? – До карикатурности тонкие ноги старшей дочки, ультраподробность причёски младшей, нелепость её позы, схематичность лиц обеих, да и деда тоже, неестественность и его позы, да и коня. Да и чернота, “в лоб” обозначающая негативное отношение.) И только брюки…

"В 70-е начали появляться джинсы клеш, но мне в джинсах было некомфортно. В центральном аппарате джинсы считались неприличными” (https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/205237-soviet-70s).

И только на брюках Ксения оттянулась как мастер живописи. Бархат нарисован натуралистически. – Даёшь вещизм! Объявленный официально врагом строя.

Если что в изображении и роднит дочь и отца, так это шаблон: натуроподобием выражать своё положительное отношение. Шаблон, не имеющий ничего общего с искусством в ХХ веке.

Может, на это и намекает Манин:

"…рассудочно подходит к теме Ксения Васильевна Нечитайло (род. 1942) в картинах “Брат из армии вернулся” (1976), “Гурзуф начала века” (1978), “Воспоминание о революции” (1980) и др. В примитивизме сказывалась диалектика разностей, из-за чего образ или обострялся, или вообще пропадал, будучи облечен в форму, далекую от реальности. Иными словами, возникало впечатляющее противоречие между правдивым ситуационным содержанием и неправдивой или неадекватной ему визуальной формой.” (Манин. Русская живопись ХХ века).

Нечитайло К. Брат из армии вернулся. 1976.

В раньше написанной вещи издевательство не такое грубое. Но всё-таки не снять в квартире головной убор она своего военного заставила.

И это называется искусством?

7 июля 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6710-1.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)