Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Нечипоренко. Моторчик.

Художественный смысл.

Если теперь правые ненавидимы большинством, то и форма протеста против них должна быть старомодной.

Еще о Нечипоренко

А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе "Моторчик" (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения – ненасыщенным сложными метафорами и сравнениями? (Я даже в первом подходе к рассказу бросил его читать – от скучности стиля повествования.)

После выявления (http://www.pereplet.ru/volozhin/19.html#19) неслучайности подобной простоты в рассказе "Брат" я вернулся к "Моторчику".

И у меня возникла было проблема, как сопрячь коллективизм, по большому счету, художественного смысла "Брата" с каким-то экзистенциализмом, что ли, "Моторчика".

Страсти… Скорость… Любовь…

Знаете шукшинского Матвея из рассказа "Думы"?

"…вспомнилась другая ночь. Она была черная та ночь. Они с отцом и с младшим братом Кузьмой были на покосе километрах в пятнадцати от деревни, в кучугурах. И вот ночью Кузьма захрипел: днем в самую жару потный напился воды из ключа, а ночью у него "завалило" горло. Отец разбудил Матвея, велел поймать Игреньку (самого шустрого меринка) и гнать во весь дух в деревню за молоком.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Матвей слухом угадал, где пасутся кони, взнуздал Игреньку и, нахлестывая его по бокам волосяной путой, погнал в деревню. И вот... Теперь уж Матвею скоро шестьдесят, а тогда лет двенадцать-тринадцать было - все помнится та ночь. Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжким запахом трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку, кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет - как будто оторвался от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской - только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле... Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости".

Но в своем антирационалистическом (против заорганизованных залетов социализма) порыве Шукшин не побоялся дать антиобщественную, аморальную ноту в экзистенциализме.

А у Нечипоренко страсти какие-то кастрированные, что ли.

От инвентаризации достижений героя под воздействием любви вспомнился вольтеровский Простодушный:

"Мадемуазель де Сент-Ив полюбопытствовала насчет того, как ухаживают кавалеры в стране гуронов.

- Совершают подвиги, - ответил он, - чтобы понравиться особам, похожим на вас".

Но герой Нечипоренко со своей первой любовью ни разу и не поговорил. Иначе как богиней в его внутреннем мире она перед нами не предстает. Ни малейшего ущерба никому вокруг эта платоническая любовь не приносит.

То же со скоростью моторизованных велосипедов. Даже кудахтанье кур под ними это метафора тарахтения моторчиков. Пострадал ли хоть один владелец кур? – Ни слова. Есть, правда, полуфраза о воровстве, безнаказанном из-за дальности поездок. Но оно впрямую оправдано:

"…мы не делали ничего дурного, а если и тибрили яблоки и подсолнухи, горох и початки кукурузы, то это само росло на земле - и на это мы имели права наравне со всеми".

И потом упор в рассказе на скорости, а не дальности.

Есть, правда, слово "рокеров"… Но оно буквально мелькнуло только. И тоже морально самортизировано.

И тут опять можно вспомнить, что о прошлом пишут ради настоящего.

Слишком много в настоящем, в постсоветском, по-старому аморального, ставшего нормой по-новому. И автору это не нравится. Он для того как бы дистиллирует описываемое экзистентное вдохновение, возгоняя его к общественно ценному, а не индивидуально ценному.

Та же ассоциация с Вольтером… Просветитель же. Просвещение ж в чем-то параллель с идеалом социализма. И наоборот. Кто поддержал так называемых демократов, Ельцина, во время ГКЧП? Рокеры, антиобщественный элемент, своими опасными разъездами по улицам возмущавшие жителей. Принципиальные индивидуалисты. Что самортизировано Нечипоренко.

Так что проблема сопряжения "Моторчика" с коллективизмом "Брата" отпала.

А формальная простота?..

Если правда, что первая им сочиненная вещь "могла бы сойти за литературный авангард", то он поступил по-авангардному круто, когда "Моторчик" лишил забористого конца, как по-старому полагается.

Я думаю, Нечипоренко "рассуждал" приблизительно так.

Чему в СССР правое диссидентство соответствовало в искусстве? – Скорее андеграунду, формализму, авангарду. Поэтому если теперь (а я исхожу из того, что "Моторчик" написан теперь, раз помещен автором в 2000 году не куда-нибудь, а в "Русский переплет", в котором с 1999-го он редактор), - если теперь правые ненавидимы большинством (теперь и им, Нечипоренко), то и форма протеста против них должна быть старомодной, так сказать.

Но было бы нашей ошибкой счесть, что это реализм.

Скажем, реалист ли Тургенев в своей первой значительной вещи, "Записках охотника" с их идеализацией крестьян? – Если верить положению, что аж до Чехова все русские писатели поначалу испытывали влияние романтизма, то и Тургенев сперва был как бы романтическим реалистом.

И "Моторчик" где-то такой по идее.

Вот только здоровенной дозой нехудожественного выражения "в лоб" отдает.

Ну да простим за хоть каплю неожиданности.

6 декабря 2006 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/20.html#20

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)