Мыльников. Занавес Кремлёвского дворца съездов. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Мыльников. Занавес Кремлёвского дворца съездов.

Прикладной смысл.

Посмеяться над предательством коммунистами коммунизма.

 

Плохой принцип: наоборот

Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова:

"Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для вестибюля станции метро Владимирская в Ленинграде. Произведение выполнено в духе времени, пронизано идеями солидарности российских народов, объединенных в труде. Этот пафос был идеологией советского государства, и многие творческие люди верили идеалам нового послевоенного времени и ждали от него перемен” (https://artlot24.ru/article/mylnikov-andrej-andreevich-270).

А у меня получилось (см. тут), что тут Мыльников впервые разочаровался в советскости.

И следом в цитируемом месте – такое:

"В 1861 году Мыльников выполняет крупный государственный заказ – портретное изображение вождя пролетариата для металлического занавеса московского Дворца Съездов” (Там же).

Слово “заказ” не очень способствует похвале художника в СССР… А больше никак не охарактеризована эта работа.

Что-то похожее у знаменитой Долининой из “Коммерсанта”:

"Поверить в то, что это человек, создавший мозаичный портрет Ленина на занавесе Кремлевского дворца съездов, который весь советский народ имел честь созерцать во время телетрансляций съездов партии и прочих исторических заседаний властей победившего социализма, почти невозможно” (https://www.kommersant.ru/doc/1935969).

И я подумал: не попробовать ли развить сей зародыш оппозиционности художника и на этот занавес?

Мыльников. Занавес Кремлёвского дворца съездов. 1961.

Чеканка по латуни серебром.

Смотрите, ведь солнце-то тухнет!.. И красный флаг побледнел… В этот год Хрущёв всех насмешил, - по крайней мере интеллигенцию, - что к 1980 году будет построен коммунизм. А осенью 1959 Китова, предлагавшего заменить хозяйственное руководство страной с партийного на ЭВМ-овское, исключили из партии. Централизованное почти машинное управление хозяйством в принципе не резалось бы с самоуправлением в остальных сферах. Но верхушка партии боялась быть отодвинутой от управления где бы то ни было. И СССР закрыл себе дорогу к коммунизму. Мыльников этого знать не мог, но что-то чуять мог.

Причём удавшаяся одухотворённость собственно Ленина…

"Мощно и конструктивно промоделирована <…> голова Ленина, черты лица обозначены с той степенью отчетливой резкости, которая позволяет на большом расстоянии свободно “прочитывать” лейтмотив образа: его романтическую одухотворенность, наполненность энергией, внутренним движением души.

При этом - строгое самоограничение в отборе изобразительных средств, соответствующее специфике материала: подчеркнутое внимание к линейному началу, повышенное значение контура; подчиненность пространственного построения задаче фиксации плоскости; стремление к замкнутости форм, тяготеющих к простым и легко воспринимаемым геометрическим фигурам; условность объемного решения, построенного на “огранке” объема плоскостями. Но и здесь возможности материала не диктуют и не определяют меру условности, а подчиняются задаче создания лаконичного, выразительного и запоминающегося образа” (http://artpoisk.info/article/stat_ya_o_myl_nikove_a/page/8/).

…одухотворённость собственно Ленина, контрастирующая с тем, куда он помещён, была тоже говорящей: страна пошла вместо пути к самосовершенствованию каждого по пути материального Потребления. Бескрылого.

29 мая 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/plohoi-princip-naoborot-629358ba4f5351769b28cedf?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)