Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Мур. Пустотелые скульптуры.

Шемушенко, Чертищев.

Имперский Дух или Боже, Царя храни!

Художественный смысл.

Избавиться от всякой реальности, чтобы "хочу" законодательствовало вновь строящейся действительностью.

 

Генри Мур и Россия.

Недавно я "подавился" Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут).

И вдруг, наткнувшись на свой старый конспект какой-то работы Флоренского, я обнаружил слова, очень хорошо, по-моему, подходящие для столь любимого моего занятия – нахождения типа идеала, двигавшего художником при создании произведения.

Вот эти слова:

"избавиться от всякой реальности, чтобы "хочу" законодательствовало вновь строящейся действительностью".

(Стиль, однако…)

А вот, например, какая-нибудь скульпура Мура.

Не важно, как она называется и в каком году сделана, раз надо было "избавиться от всякой реальности". Почти полный солипсизм…

Самое поразительное, что Флоренский это написал пикируясь с идеологией… Возрождения!

И я восхищён.

Чем?

Во-первых, пронзительной чуткостью каких-то многих людей (многих!), волею которых "работы скульптора <…> украшают площади многих городов Европы и Америки" (http://newstyle-mag.com/kultura/vystavki/polnota-pustot-genri-mura.html).

Во-вторых, тем, что именно в связи с Возрождением так верно, получилось, и касательно Мура высказался Флоренский.

Ведь именно в эпоху Возрождения родился мир Запада, который сейчас материально процветает, - мир Индивидуализма. А его крайним проявлением является ж – одним словом – эгоизм в моральном плане и солипсизм – в философском. И что как не солипсизм определил Флоренский… Я б даже крепче относительно именно Мура сказал - ницшеанство.

Флоренский писал, отдавая предпочтение религии и Средневековью. С ним и соотносил негативно оцениваемое Возрождение…

А если теперь, иметь в виду будущий новый традиционализм (безрелигиозный) и остатки традиционализма в России, то поляризующее различение Флоренского можно модифицировать на отличие России от Запада. Коллективизм против индивидуализма… В том – специфика и будущее России…

И – вдохновляет, что не упомянута Россия касательно "многих городов", что из цитаты. Ведь новый традиционализм это что-то не положительно относящееся к неограниченному прогрессу с его перепроизводством и перепотреблением, чреватым смертью человечества в глобальной экологической катастрофе. Потому и вдохновляет.

Вот только у России драма. Она расколота. На западников и, – ну как сказать, чтоб по-современному, чтоб не говорить, как когда-то, на славянофилов? – и на патриотов.

Но.

Каждый идеал "подбирает" самые лучшие слова для себя и самые плохие – для своего антагониста. И неуютно, когда лично тебе святое слово применяется как само собою разумеющееся отвратительное слово в противоположном тебе мировоззрении. Таковым для Запада (по крайней мере, для из России глядя понимаемого Запада) является слово "патриот".

В случае с Муром мне завидно: какое всё-таки глубокое духовное единство проявляет Запад относительно своего Индивидуализма. Относительно Личности, как это красивее произносят.

Как больно для российского уха звучит сентенция предшественника Ницше, Шопенгауэра:

"Самая дешевая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться; ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется еще многими миллионами людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего, подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственное возможное и гордится нацией, к которой принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости".

Уже здесь, в XIXвеке заложена та горохизация, которой теперь добивается ото всех американский глобализм.

И… его объективный иностранный агент в России – западник. Например, Ирина Прохорова с её циклом "Думы о патриотизме": "Патриотизм [российский] – это золотить цепи… Убеждённость, что человек важнее государства воспринимается [россиянами] как антипатриотическая [тогда как на самом деле это -] личностный патриотизм… Граждане! Не бойтесь любить собственную страну, но понимайте, что любовь к родине – это любовь прежде всего к человеку, а не к государству" (http://rbctv.rbc.ru/archive/sistema/562949985978865.shtml).

Почему я говорю, что это – иностранный агент? – Потому что так пока устроен однополярный наш мир со США во главе. Или ты, государство какое-никакое, будешь встроенным в американски глобализованный мир, или ты (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, Иран, далее везде), или тебя раздробят или сменят руководство на такое, чтоб была страна-горошина.

При наличии таких иностранных агентов незаметные переливы формы в форму: руки в бедро, лба в глаза, щёк в нос и даже какое-то органическое присутствие пустоты в теле, - у Генри Мура вызывают у меня зависть. Как всё-таки они, Запад, едины!

И наоборот, какое счастье – дать, наконец, себе волю в переживании себя как МЫ: https://my.mail.ru/mail/kryuk.luka/video/228/4779.html

Ведь задолбали ж их агенты* с этим хаянием советского, коллективистского, общего, великого.

Не знаю… Это как то же ницшеанство, как к Вечности приобщаешься. Только у ницшеанства – лично для тебя, смертного, в этом "избавиться от всякой реальности" нет больше смерти. А для патриота – тебе плевать на себя в этой метафизике бессмертия великой страны.

3 мая 2013 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/141.html#141

* - Этакий черносотенный ура-патриотизм...

- Этот куплет:

 

Пусть цепь звенит! Пусть снова свистнет плеть

Над теми, кто противится природе!

Имперский Дух неистребим в народе!

Империя не может умереть!

особенно работает на восприятие черносотенства.

Но.

Самоуверенное попрание так называемыми демократами общинного менталитета в первую очередь русского народа составляют тот минус-приём, который присутствует в песне "Имперский Дух или Боже, Царя храни!", отсутствуя в её тексте.

Столкновение этих противоречий и возникающих оттого противочувствий, каждое из которых вполне самодостаточно, высекает катарсис. И осознание его – новый традиционализм.

Почему новый?

Потому что это всё-таки клип. Видеоряд относит нас во время Первой мировой войны (военные царского времени, медсестра… Они, видно, пред отправкой на фронт посетили святые для монархической души места). И есть в песне слова о распаде СССР: "Империя — от края и до края - / Живёт и усечённая на треть". Это ещё одно столкновение: традиционализма старого – с советским (тоже ж традиционализмом, модифицированным верой в неограниченный прогресс). Старая Россия, всё потерявшая… СССР, всё потерявший… И – торжество возрождения в звучании песни. – Что это как не новый традиционализм?

Новые цепи…

И, наоброт, с Муром ассоциируется "выпустить на свободу при помощи резца". Мур воевал в Первую мировую войну, был отравлен газом, знал об ужасах Второй мировой и несвободе тех, кто в ней даже и победил. И ему вполне могло не хотеться ЭТОГО мира, плохого. А кто его порождает? – Женщина. Её лоно. Притяжение к нему мужчин. – Так надо женщину, её лоно дискредитировать, сделать не привлекательным, а безразличным. Надо, как Шопенгауэр, окрестить обычное притяжение к её лону пагубной волей к жизни, которая, в итоге, и порождает все страдания жизни. И возмечтать о чём-то вневременном и внепричинном. Бес-обычно-чувственном. Абстрактно эстетическом.

4.05.2013.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)