Моне. Весенние цветы. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Моне. Весенние цветы.

Прикладной смысл.

Сделать буржуа красиво.

 

И опять… Как пластинку заело

И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И привязка эта оказалась… Я термина не знаю… о нюансах атрибуции, похожих на бандитские действия монополиста в экономике. Этой картиной была такая (репродукция у авторессы от 20 апреля с.г.).

Моне. Осень в Жёфоссе. 1884.

Репродукция с сайта “Новости искусства”, где авторесса узнала о находке, от 18 апреля с.г. (в более раннем – 2 марта с.г. – английском сообщении картина частично заслонена плечом хозяина, но тоже бледная). Я не смог найти, откуда взят такой контрастный вариант.

Если я беру эту бледную и в рисовальной программе увеличиваю контраст до значения 30, у меня получается что-то похожее на то, что у авторессы. Уменьшить яркость – наверно б, точно похожей сделал бы.

Значит, она оболванивает читателей не только словесным текстом.

В самом деле, картина какая-то непривлекательная в бледном виде. Я б мимо неё на выставке прошёл бы, не останавливаясь. Это, наверно, подвигло авторессу на подлог. Она ж не для истины пишет, а для заработка.

Ну, а что может меня интересовать в этой картине, пусть и бледной, если это действительно картина Моне? – Проверка, соответствует ли эта вещь формуле идеостиля импрессионизма – хвала абы какой жизни.

Ну так. Абы какая жизнь тут выражена совершенно ничем не примечательностью изображаемого места. Трава, кусты, деревья и осыпи на берегах реки, ну и вдали деревня с церковью с высоким шпилем – совсем ничего интересного собой не представляющие.

А что есть хвала? – Наверно, свет в небе и отражение его в воде, более яркое, хоть "Отражение в воде выглядит чуть темнее, чем “оригинал”” (http://zaholstom.ru/?page_id=5459).

Всё. Но это – суть картины. Которой авторесса избегла, расчётливо прикидывая, что денежные и юридические дела более интересны её читателю хотя бы за совершенную их определённость, тогда как ЧТО ЧЕМ выражено и интересует мало кого, и как их найти-то, эти ЧТО и ЧЕМ. Плюс ещё оспорено может стать найденное.

Кстати. В наборе её репродукций есть вещи Моне того времени, когда он ещё не был импрессионистом.

Моне. Весенние цветы. 1864.

Здесь никакой несчастности. Учитель "научил его видеть и ценить окружающий мир” (https://artchive.ru/claudemonet/biography). – То, что тешит довольного жизнью буржуа. (До революции оставалось 6 лет.) – Пройдя её и голод, Моне стал другим. Что никак не отразилось у авторессы ни биографией, ни, тем паче, элементами картин. Но зато нравится её читателям. Например:

"Спасибо! Я почему-то не сомневаюсь, что это подлинный Клод Моне. Просто ориентируюсь на тот восторг, который меня охватывает, глядя на эту картину. А вот что меня удивляет и не первый раз - где, как Вы находите такие интересные сюжеты для своих исследований?”

Во. Переписывание из другого сайта к себе даже того, что никак не касается реалий обсуждаемой картины, величается исследованием. Ну как же иначе: что-то ж написано словами про то, что вызывает невербальный восторг, который немыслимо передать словами.

Впрочем, ко мне тоже можно предъявить претензию. Я ж на своём канале взялся переводить в слова подсознательный идеал автора, а сам даже попытки не сделал поискать доказательства подсознательности. Что, если из подсознательного тот в данной вещи перешёл в сознание или утратил категорию идеала, раз – авторесса пишет – "Наша история берёт начало в далёком 1884 году… финансовые дела художника наладились раз и навсегда. Именно в том году Моне присмотрел для себя замечательную резиденцию в местечке Живерни” (а Жёфоссе, понимать надо, это около Живерни), и Моне просто занимается самоповторением себя-голодавшего. И его надо отругать за обсуждаемую картину. Тусклая, мол, она, почти нет тончайшей игры света. И это даже хуже, чем самоповторение, а съезжание со своего стиля. – Может, это действительно не его картина.

А ну – в отличие от авторессы – посмотрим, что ещё Моне написал в Жёфоссе.

Моне. Весельная лодка на Сене в Жефоссе. 1884.

Во. Явная торопливость налицо, осознаваемое стремление передать скоротечность мига. Что тут: объективно фигня-пейзаж как образ абы какой жизни осознаётся или нет? Пожалуй, нет. Выпирает хвала – образом броского цвета буйной осени. Несчастность сумела остаться в качестве части в ранге подсознательного идеала: аж в название проник позитив.

И всё это, конечно, сомнительно. И искусствовед, дорожащий своей карьерой, не станет опускаться до такой мути, как доказательство подсознательности. – Кстати, вот серятина похлеще, чем во второй тут репродукции.

Моне. Рукав Сены в Жефоссе, полдень. 1884.

Абы какая жизнь налицо, но где, в чём хвала? В этом единственном солнечном пятне справа, словно небо всё затянуто, но один луч солнца пробился, когда… почти безоблачное небо изображено. – Или плевать на реалистичность! И исчезающая мгновенность опять уловлена этой торопливой кистью…

Моне. Осень в Жефоссе. 1884.

Во! Вот тут всё в порядке и с хвалой, и с абы какой жизнью. И бледность не помешала.

А то, что объявлено находкой, и впрямь что-то не тае…

12 мая 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/i-opiat-kak-plastinku-zaelo-627cce5ede39192f98bb8698?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)