Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Молчанов. Памятник Ивану Грозному

Художественный смысл

Идеал гармонии низкого (централизации силы) и высокого (вечности империи).

 

Рассуждение о Грозном – простое.

Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист спрашивал на улице у всяких встречных-поперечных, надо ли разделять Россию. И мне почему-то запал в душу ответ какой-то толстенькой мамочки. Певуче и по-хозяйски она ответила: “Зачем разделять? Мне нравится, что Россия самая большая на свете”. – Голос русского народа.

А задумал это Иван Грозный. Опричниной. Когда тогдашние олигархи, бояре, централизации хотели тоже, но под их коллективной, мол, властью. (Польша потом своей судьбой показала, чем такое кончится.) На территории Евразии невозможно выжить, если не будешь сверхогромным, как сказал недавно политолог Михеев.

И провидел это – на века вперёд – Иван Грозный.

И именно это и выражено во взгляде вдаль в памятнике ему в Орле Олега Молчанова.

Молчанов. Памятник Ивану Грозному. 2016.

Россия может быть или великая, или не быть.

При виде этого провидящего взгляда я умолкаю со своей идеей-фикс, что первосортны только произведения неприкладного искусства, имеющие следы подсознательного идеала, а прикладное, о знаемом – второсортно, мол.

В 2015, когда задуман памятник, мысль о России или великой, или никакой была всем известной. О ней спорят патриоты с либералами. Ни о каком подсознательном идеале у Молчанова не может быть и речи. Казалось бы.

Но памятник-то задуман основателю Орла. За Орёл, на запад, Россия в последнем итоге границы так и не продвинула. Грозный у Молчанова указывает мечом в левой руке: “Здесь!” – В смысле поставить город. – Так почему Грозный смотрит, в общем-то, на восток? Куда страна и расширилась так безмерно, что лишь централизацией власти в одной руке только и можно было удержать такую громаду…

Случайность? Или сработало что-то подсознательное? (Куда направить булаву Богдана Хмельницкого в Киеве было предметом ого каких споров когда-то. И это не могло быть не известно Молчанову и другим.) И что если Молчанов, зная, как поставят памятник, интуитивно выбрал взгляд царя направить вдаль, а не на место устройства города и крепости. Как это устроено с Юрием Долгоруким в Москве.

И у меня ж, благодаря Пушкину (“Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…”), есть мысль, что подсознательный идеал (России быть или великой, или никакой) может плавать из подсознания в сознание и наоборот, когда художник в транс вдохновения впадает. – Так что этот взгляд вдаль вполне мог у Молчанова зародиться от подсознательного идеала гармонии низкого (централизации силы) и высокого (вечности империи). Тем более что русская весна тогда, вроде, началась, возрождение величия России.

21 ноября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/rassujdenie-o-groznom--prostoe-5fb96f40572b862575109b35

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)