Минне. Фонтан коленопреклонённых. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Минне. Фонтан коленопреклонённых.

Художественный смысл.

Худобой – полётность символизма.

 

От формализма есть и польза

Речь пойдёт о вот такой скульптуре.

Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898.

Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” (https://cyberleninka.ru/article/n/zhorzh-minne-strogiy-simvolizm). Из-за их скучной бесполётности. Но вот головой своей придумать, что нужно было делать скульптору, чтоб стать символистом, я б ни в жисть не мог. У меня слабо с формализмом. Я силён привлечением духовного, порождающего формальное – здесь, в символизме, это порождающее будет полётность*.

Бронзой – полётность… Ну, и как это сделано?

"Он преодолевает переживание телесности как мышечной, витальной, в которой пластика тектонична и полна мускульно-мышечной энергии и полноты… то путь Минне… скульптура лишается мышечной полноты… Не случайно, что на смену атлетам и развитым мужским телам приходят худенькие подростки. Это, бесспорно, отражает появление нового возраста в искусстве. До этого (схематизируя ситуацию) были дети, взрослые, старики. Понятно, что именно зрелость занимала основное положение, его доминирование только подчёркивалось до- и пост-возрастами. Но рождение нового возрастного промежутка — особая тема, нас здесь интересуют скорее следствия этого переноса внимания и те пути, по которым идёт Минне по выбранной дороге… Полнота мышечно-развитой телесности убирается, фигура словно бы сжимается и уплотняется и особую роль в пластике начинает играть линия, а не объём. Собственно именно на линию силуэта и переводится внимание зрителя. Скульптура словно бы начинает оперировать не собственно своими, видовыми характеристиками, но графическими. Трепетная, тонкая, нежная, дрожащая, робкая линия — это те определения, которые возникают при взгляде на статуи Минне” (Там же).

Самое сладкое для меня – вот:

"Подчеркнём, это ни в коей мере не стоит воспринимать как сознательный процесс” (Там же).

У меня, получается, как дальтонизм: я чуток к духовному и нечуток в формальному. Глаза, конечно, видели, что фигуры Милле резко не такие, как были до него. Но перевести это в слова для меня оказалось недостижимым. Десятки лет антиформалистской нацеленности сказались. Не помогло, что я, вроде, не вульгаризатор, раз упор делаю на подсознательный идеал.

19 сентября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Yyipp_SXfT0YltZW

*- Вы предали себя. Вы ж настаиваете на необходимости анализа и синтеза в искусствоведческих статьях. Так где анализ, синтез из которого приводит к полётности?

- Виноват.

Вячеслав Иванов это когда-то сделал:

"Одна из его [Минне] самых важных черт — ритм, повторяемость.

Известно, что и для Метерлинка была свойственна повторяемость слов, фраз, ситуаций. Вячеслав Иванов определял это как символистскую “заклинательную магию ритмической речи, посредствующей между миром божественных сущностей и человеком”” (Там же).

Моление означает полёт душою куда-то, в сверхбудущее.

27.09.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)