Малевич. Декларация I. Прикладной смысл.

С. Воложин

Малевич. Декларация I.

Прикладной смысл

Анархия.

 

Вы не смейтесь, я серьёзно.

Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, всё больше, дети, которые понятия не имеют, что на свете существует Россия. А я во имя её статьи пишу, красно говоря. Ибо считаю её потенциальным спасителем человечества от смерти из-за перепотребления. То есть эфиопским детям – с какой-то точки зрения – пристало б приостановиться, оглянуться на меня и посмотреть внимательно, пусть и бездумно. Потому что я готовлю ту духовную пищу, которой в каком-то будущем будут наслаждаться все. – Вот такой я утопист.

По старости и от нестерпимой жары снаружи я всё равно не могу ничем иным заниматься, кроме утопизма. А в нём – я когда-то заносился мыслью – я смог бы заинтересовать разбойника с ножом, подступившего ко мне, чтоб чем-то поживиться.

Для этого мне нужна предельная ясность для самого себя самых сложных вопросов. Например, такого – как мог Малевич в 1920 году в Витебске в порядке сотрудничества с тамошней советской властью выпустить в 5-ти экземплярах альманах “Уновис № 1” (расшифровывается – Утвердители нового искусства, - так называлось объединение художников). – Вполне лояльная деятельность. Тогда как Малевич был супрематист. А я это понимал ницшеанством. А то – мироотношение, совершенно не принимавшее весь Этот свет – за его скучность или иную плохость.

Что это было со стороны уновистов и Малевича? Фига в кармане (никто не поймёт)? Или безумная агитка всем самоубиться, раз тут ницшеанство? То есть – антисоветская деятельность в любом случае.

Что супрематизм – именно подсознательное стремление убежать из Этого мира в метафизическое иномирие мне было очевидно из-за логики. Нарисовано-то бывало что? Пространство но без… вещей. Геометрические фигуры вместо вещей. А что тут пространство – видно потому, что одни фигуры заслоняют других.

А логике я привык доверять. Или это не логика, если я ничего иного не смог придумать, что б описать причину появления геометрических фигур и их загораживание друг друга? В смысле – я не смог придумать, а кто-то, может, сможет…

Трудно представить, что никто, кроме меня описанную логику не заметил. Я сам до неё дошёл из-за слов экскурсоводши в “Русском музее” перед группой школьников. Она их интриговала, смотрите, мол, одни фигуры заслоняют других. То есть это само пространство нарисовано. – Но всё-таки я, человек относительно много читающий по искусствоведению, нигде не читал, чтоб супрематизм Малевича считали ницшеанством.

Можно обратиться ко всёзнающему интернету: “Малевич ницшеанство”. Кроме ссылок на меня, вот что нашлось:

"…молодому художнику не чуждо было, видимо, некоторое ницшеанство” (https://design.wikireading.ru/11236).

““Чёрный квадрат”…своеобразная формула нигилизма, героическая ницшеанская попытка представить и помыслить, по выражению самого Малевича, “ноль форм”” (https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwj71JTl6rjrAhWMHxQKHZ0zCDsQFjAAegQIBhAB&url=https%3A%2F%2Fwww.kommersant.ru%2Fdoc%2F1399953&usg=AOvVaw06kewf3oABqVLldzmbXWCs).

“Также на Малевича оказал сильное влияние тот спектр идей Ф. Ницше, который Э. Гольдман связывала с “анархистским аристократизмом” (имея в виду не аристократизм происхождения или материального положения, но аристократизм свободного духа.” (https://syg.ma/@sygma/probliema-vlasti-i-tiela-v-estietichieskoi-sistiemie-kazimira-malievicha).

Ну и поведение Малевича в миги после создания “Чёрного квадрата”, описанное не им, о чём-то говорит: он очень разволновался, вдруг замазав то, что на холсте было раньше. Да и просто величина этого квадрата относительно краёв явно говорит, что квадратом что-то замазано – вся прежняя живопись, если универсально подойти. Это ж – образ принципиально недостижимого метафизического иномирия, которому только то и можно, что дать образ.

Бытование иномирия в виде подсознательного идеала в принципе даёт возможность понимать работу Малевича при советской власти как сознательную борьбу с нею. Что подтверждается с того же эл. адреса:

"Послереволюционный период связывается в творчестве К.С. Малевича с разочарованием в государственном социализме — по причине его неспособности преодолеть отношения власти иначе, как свергнуть её государственных представителей, — на деле же реставрируя её, при этом, во всех остальных областях социальной и политической жизни”.

Что могло быть в сознании Малевича и быть независимым от подсознательного идеала? Анархизм. То устройство общества, которое мыслилось для коммунизма коммунистами, но которое, считалось ими, будет достигнуто не сразу после свержения капитализма, а далеко впоследствии, особенно ввиду сопротивления свергнутых классов помещиков, дворян, капиталистов и духовенства. То есть Малевич, не признавая пока-государственности советской власти, мог публично иносказательно призывать к её свержению, прикрываясь будто бы художественностью своего обращения.

Расчёт был не совсем беспочвенный.

"…упразднялась всяческая иерархия, и поэтому были ликвидированы “как класс” красная строка и заглавные буквы в начале фраз. Из знаков препинания сохранились в основном точки, но и они использовались очень скупо. Текстовая малорасчлененная “масса” приобретала почти физическую плотность, тяжесть, весомость, и в этом была определенная пластическая выразительность - не говоря уж об экспрессивности густого потока темно-вдохновенной речи” (http://www.raruss.ru/avant-garde/2470-almanac-unovis-1.html).

Это была всё ещё длящаяся реакция на мечтательно-туманный символизм стыка XIX и XX веков, - символизм, специально старавшийся выставить условность своего “текста” (в связи со свершением идеала в сверхбудущем). Реакция – такая:

"Внешняя, материальная сторона знака отождествляется с его идеальным аспектом” (Смирнов. Смысл как таковой. С-Пб. 2001).

Ну в самом деле: раз равенство, то вон, заглавные буквы и красная строка. И – не условность, как то, что было (будто условность того, что стало – не условность!). – Так же, не условно (мол) работает отказ от запятых. И – "малорасчлененная “масса”” как бы внушает массе, что она едина. А раз едина, то действенна. И тогда сам текст – в виде… приказа.

Можно даже подумать, что это всё шепнуло подсознание. Оно во всех действиях человеческих участвует, не только как подсознательный идеал в виде редких следов просачивается. Здесь сознание распорядилось насчёт выражения анархии (отсутствия центральной власти) – и, пожалуйста: явились выражающие идею анархии отсутствие красной строки, запятых, передача чувства непосредственно: заражением "темно-вдохновенной” речью и т.п.

Глянем-ка, что за декларацию Малевич выпустил в 1920 году в Витебске (её можно всю не читать, даже не следует всю читать – дурно станет):

Декларация I

"Мы, Супрематисты, подымаем флаги цветов, как огонь времени,

идем по-за пределы их новых очертаний"

в глубоких недрах пространства сознания безостановочно вздымаются бури, готовя путь новой скорлупе новому черепу века.

 


ныне буря расколола череп старого мира и разламывает его до основания, в пыль превращая старые дороги.

 


культура старых веков нашего сознания летит в гибель, само сознание сбрасывает засохшую скорлупу вчерашних дней.

 


из бездонных недр тьмы восстает блеск искры новой культуры.

 


буря революции раскатным громом по волнам Государств сшибает последние устои старой логики, смысл морали, разум Государств, руль вращения ущемлен нашим новым веком.

 


его бесконечные коридоры изломаны под напором роста нового зерна.

 


восстала новая осознанность и кричит миру людей в уши новую проповедь:

 


да будет новая симметрия социальных путей

 


да будет новая симметрия в искусстве

 


да будет новая система вращения жизни



да будет новая система вещей

 


да будет Супрематическая федерация цветов бесцветия

 


мы на горнах и берегах кратера вулкана революционного дыхания


дышит дух и чистое действо, стоя за пределами нового сегодняшнего бытия, криком сильного горла меняет в звуке непонятных слов наши представления и превращает сегодня в завтрашний день.


смещаются точки, установившие реальность вещи. Ищет новые точки переселения мысль — уничтожив упругость материи вещей.

 


через время, устанавливая мысль в известную точку, мы видим реальную вещь. Ее в новой системе нашей мысли превратим в новую форму.

 


миры как средства и вещи не могут служить как таковые миру новых сознаний живописных искусств ибо это уже нами созданная материя их система их симметрия расположенных единиц превратила в сумму нашу мысль.

 


культура сумм 19 века перекрестила итог предшествующих времен, и исчисления всех сумм веков распылили 20-е время века нашего дня.

 


в ваших молодых сознаниях крепких чистых на вид лицах отражается день новых исчислений.


но единицы чисел новых сумм перепутаны старыми итогами вещей их симметрия — композиция ущемила бег живого.

 


учителя бухгалтера-счетоводы живопись-цвет превратили в угоду изображения сумм и нового порядка и назначения.

 


в ящике горизонта под крышей синего неба как мухи в стеклянной банке вращаются без конца погибая.



так вы среди вещей и колец горизонта в коробе кринолине синего неба закупорили бурливое сознание.

 


вон синева неба вон горизонт и перспектива ложных представлений мы за пределами его бесконечности ставим Новый Лик своего бытия.

 


череп раскрыт интуитивной силою и смотрит глаз сознания в бездну пространства.

 


там в пространстве футбол мячей сплетенных сумм веков сгорит в огне мото-искр клокотания цветовых волн.


вес монумент тяжь статики исчезнет в дыму новых пылинок систем.

 


наросты старых ощущений знакомых дней на ваших холстах за счет ярких красок цвета под хитрым предлогом учителей проводит в вас старый мир вещей.


не будьте детьми которым хинный порошок в варенье всовывают в рот под видом варенья.

под видом ярких красок, цветов в виде вещи ваша интуиция придавлена, на ней лежит целый пакгауз чемоданов пассажиров старого дня и его мудрости.


под разными предлогами и огородами забивают крепкие колы плетней. И на шее творческого чувства висит композиция вещей, раскрашенных по-иному.


в кандалах мудрейшее начало творческих сил явление идет на дно дряхлому миру.


вы молодежь сорвите маску с лица напилком соскребите лучи заходящего солнца, чтобы в тайной ночи нового утра коснулись творческие лучи чистой интуитивной чистого действа сверхмудрости явлений.


уходите от профессиональных узких устремлений к всемирному и всестороннему движению расширяя мудрость всезнания систем новых оснований.


ныне в упор сверхчеловек пришел чтобы выбрать из человека свое продолжение и в новый череп века времени уложить новую мудрость чистого действа.


мир вещей исчезнет и цвет и звук и буква и объем установят свою форму явят фактуру, из которой чистый легкий бег ляжет в бесконечности явлением новых реальностей.

катастрофа старого мира неизбежна. Эпоха Супрематизма как беспредметного мира рушила шаги материи и перепутала план хода в старом разуме.


рвите холсты и книги страниц ваших черчений, если в них сквозит искаженно вчерашний мир вырывайте все что было сделано разумом старого совершенства чтобы новый человек мог быстрее мгновений чертить собою системы дорог.

 


здесь в России развязались узлы старой скрытой мудрости которая оказалась старой изжеванной паклей времени.

 


здесь утонченная культура сожгла свой разум искусства. здесь как о гранит стальные зубила сломали острие.

 


так сломили воины свои копия.

 


здесь социализм осветил миру свою свободу, и здесь Искусство пало перед ликом Творчества.

здесь уход в беспредметный Супрематизм, разломив мир вещей, начертит новые системы.

мы супрематисты подымаем флаги цветов как огонь времени идем за пределы новых очертаний.


несите разверстанные лица врождаясь во флаги цветов чтобы в новом коснуться мира систем бесцветия.

К. Малевич

1918 года Июня 15

В какой атмосфере Малевич это написал?

"Вооружённые отряды московских анархистов к апрелю 1918 года самовольно заняли около 25 особняков. В ВЧК имелись сведения, которые впоследствии подтвердились, что ряд анархистских групп, на самом деле офицерские монархические организации, маскирующиеся под анархистов и готовящиеся к вооружённому выступлению. Также ряд “анархистских домов” находились под контролем савинковской подпольной организации. Помимо прочего, в самой анархистской среде муссировались слухи о скором их выступлении против советской власти. В ночь с 11 на 12 апреля ВЧК начала операцию по разоружению боевых отрядов анархистов (“Чёрной гвардии”), встречая в некоторых местах вооружённое сопротивление. В результате данной операции было убито 40 анархистов, некоторых расстреляли на месте, кроме того было убито от 10 до 12 чекистов и красноармейцев” (Википедия).

То есть через 2 месяца после ссоры советской власти с анархистами написал свою “Декларацию” Малевич. – Ясно, откуда этот поток "темно-вдохновенной речи”.

Я вполне вправе думать, что подсознательный идеал примешивал к этой темноте своё иномирие. Но с тяжёлым сердцем я принимаю, что есть шанс и этой вот “Декларации” числиться произведением искусства, пусть даже и прикладного, которое обходится без подсознательного идеала и которому хватает идеала осознаваемого. Здесь – идеала анархии.

26 августа 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/vy-ne-smeites-ia-serezno-5f468cf5d8aa1a21b67ef837

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)