С. Воложин.

Макаревич. Синяя птица.

Иносказательный смысл.

Пошлое ницшеанство презирает тех, кого “Слишком много”, но в метафизику не заносится.

 

Зло берёт.

“Я вырос на его песнях, всегда с уважением относился к его творчеству. И когда люди, которых уважаешь, делают такие поступки, теряешься: а что он делает?” (Иосиф Пригожин. http://www.kp.ru/daily/26268/3146562/).

Ну возьмём навскидку любую его старую песню.

Синяя птица.

 

Мы в такие шагали дали,

Что не очень-то и дойдешь.

Мы в засаде годами ждали,

Невзирая на снег и дождь.

Мы в воде ледяной не плачем,

И в огне почти не горим -

Мы - охотники за удачей,

Птицей цвета ультрамарин.

Мы - охотники за удачей,

Птицей цвета ультрамарин.

Говорят, что за эти годы

Синей птицы пропал и след,

Что в анналах родной природы

Этой твари в помине нет.

Говорят, что в дальние страны

Подалась она навсегда.

Только я заявляю прямо -

Это полная ерунда.

Только мы заявляем прямо -

Это полная ерунда.

Синей птицы не стало меньше,

Просто в свете последних дней

Слишком много мужчин и женщин

Стали сдуру гонять за ней.

И пришлось ей стать осторожной,

Чтоб свободу свою спасти,

И вот теперь почти невозможно

Повстречать ее на пути.

И вот теперь почти невозможно

Повстречать ее на пути.

Стала пуганной птица удачи

И не верит людским рукам,

Да и как же ей быть иначе -

Браконьеры - и тут, и там.

Подкрадешься - она обманет,

И вот уже навсегда ушла,

И только небо тебя поманит

Синим взмахом ее крыла.

И только небо тебя поманит

Синим взмахом ее крыла.

И только небо тебя поманит

Синим взмахом ее крыла.

И только небо тебя поманит

Синим взмахом ее крыла.

И только небо тебя поманит

Синим взмахом ее крыла.

Так что: Иосиф по поводу великих сибирских строек её пел (“такие дали”)?

Может, и по поводу.

Но не сам Макаревич (слушать тут).

Насмешническая ж песня.

Послушайте, какие аккорды вступительные. Обхохатывают же. Какой несерьёзно частящий ритм. А этот повтор: “шагали дали”

Он же нас за дураков имеет, если мы имели глупость из так называемых романтических побуждений дёрнуть на какую-нибудь из этих великих строек. И тем более потешается, что в глаза это говорит: “Просто в свете последних дней / Слишком много мужчин и женщин / Стали сдуру гонять за ней”.

Этот канцеляризм советский: “в свете последних дней”

А этот намёк на то, как советская власть нагло эксплуатировала бескорыстие юношей и не обеспечивала им нормальных условий для отдыха после героической работы: “Невзирая на снег и дождь. / Мы в воде ледяной не плачем”. А “годами ждали” - это не намёк ли, как так и не дождались, и чуть не до сих пор живут в бараках? Тот же БАМ… заброшенный…

Я обычно плохо отношусь к биографизму и к словам автора вне его творения. Но Макаревич не художник (в смысле не выразитель подсознательного, которое слабо отражается в биографии и в словах вне произведения). Поэтому для Макаревича я могу себе позволить…

“По многочисленным собственным утверждениям в интервью и книгах, он, по меньшей мере с 1970-х годов, негативно относился к политической системе СССР” (Википедия).

А сейчас в России некое возвращение к СССР (независимая внешняя политика, тяга к централизации, некий отказ от неолиберализма, который свирепствует в цивилизованных странах со времён Тэтчер). То есть вы, Иосиф, возможно, ошиблись в Макаревиче.

“Макаревич приветствовал отстранение коммунистов от власти в России.

20 августа 1991 года, в дни августовского путча, “Машина времени” выступала на баррикадах перед защитниками российского Белого дома, за что впоследствии все участники группы были удостоены медали “Защитнику свободной России”” (Википедия).

То есть Макаревич вполне последователен.

Понимаете, Иосиф, “охотники за удачей”, по Макаревичу, - это не для масс, которых “Слишком много”. Это – для сверхчеловеков, вроде Макаревича. Второй символ пути в сверхчеловеки какой по Ницше? – Лев. То есть вседозволенность. Вот вы б разрешили себе, будь вы автор-исполнитель песен, взять и повести телепередачу “Смак”? – Я сомневаюсь. А Макаревич – смог. Вот захотел и сделал (вряд ли от бедствования). – Ндрав. – Вы не стали его презирать за одно то, Иосиф?

Я рад, что недавно мне стало ясно, что есть ницшеанство и пошлое ницшеанство. Первое – недостижительно, ибо идеалом имеет метафизическое (настолько мерзко им скучное земное). А пошлое, ничего, презирает тех, кого “Слишком много”, но в метафизику не заносится. Ну разве “Смак” - метафизика? Так вот этим пошлым аристократам в России нужно продлить пенсионный возраст, продлить рабочий день… Неолиберализм. А Макаревич, совладелец нескольких бизнесов. На Украине тоже, как и в России, было слабовато с либерализмом. Она, например, раньше, чем Россия ввела субсидии на жильё для малоимущих (сам знаю, жил там). Там государством поддерживались малые цены на газ для населения. Где-то из-за того там и бедности, может, больше, чем где-то. Люди на неё плюют и работают спустя рукава (“Браконьеры - и тут, и там”). Нужны ежовые рукавицы неолиберализма. А для этого – сближение с Европой и отдаление от России. Совсем не “небо”.

То есть очень и очень последователен Макаревич, когда он за майдан и теперешнюю Украину. А вы, Иосиф, растерялись от его поступка. Мне на вас аж зло берёт.

17 августа 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/235.html#235

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)