Маяковский. Реклама. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Маяковский. Реклама.

Художественный смысл.

Насмешка над централизованным социализмом.

 

Неужели эврика?!.

Я, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы.

Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную глубину, что началась как бы новая эра в неприкладном искусстве, эра корёжения натуроподобия и всего общепринятого. Когда-то говорили, что эра эта подгадала прийти к последнему кризису капитализма, империалистическому с того мировой войной, и это – эта эра – чуяла. Как я прочёл где-то: после Ван Гога стало стыдно заглаживать мазки.

Футуризм был в принципе искусством не разочарования, а очарования, очарования прогрессом. Но разрушительные тенденции эры корёжения натуроподобия повлияли на футуристов. Они оказались очень чувствительными людьми. И чувствительность заставила их заметить, что прогресс имеет отрицательные стороны. Лес рубят – щепки летят. И… Они как бы закусив губу до боли, прогресс славили. А эта боль изливалась – да! – тоже корёжением натуры и правил.

И одно из правил было такое:

"До сих пор силлабо-тоническое стихосложение является ведущим в отечественной поэзии” (https://school-science.ru/6/10/37165).

Так взорвать его! – решил Маяковский. И перешёл на тоническое стихосложение (одинаковое число ударений в каждой строке).

Все кричат: “Молодец! Это образ революции!”. И для Маяковского и правда прогрессом была социалистическая революция.

Так социалистическая, а не… А какой та оказалась?

Что такое настоящий социализм? – Это ежедневное увеличение самодеятельности (на местах, а в масштабе страны – по Прудону – федерация федераций) за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения самого государства, что означит приход коммунизма.

Что же случилось через несколько месяцев после Октябрьской революции? – Гражданская война. И пошёл откат – через централизацию – от курса настоящего социализма. Это те самые щепки. И – боль закушенной губы – тоническое стихосложение.

Это озарение мне открылось от чтения у себя же следующих слов:

“Так если у коллективистов-тоталитаристов “Язык постепенно начинает присваивать область поступков. Слово становится делом… (Айзенберг. http://www.vavilon.ru/texts/aizenberg/aizenberg6-1.html)".

А зарождавшийся тоталитаризм имел очень глубокие корни (не только оборону от капитализма, разозлившегося из-за поражения в России).

"Мечта о создании "нового человека", то есть человека принципиально нового, небывалого, "гостя из будущего", о кардинальной переделке всего общества, общественного быта, культуры, языка и т.п., включая саму человеческую природу [с неизжитым звериным эгоизмом], выдавала гипотетический механизм построения прежде невиданного - бесклассового, справедливого, уравненного, изобильного, сплоченного, коллективистского общества трудящихся. С кого же еще начинать создание нового общества и новой человеческой популяции, как не с детей? Кроме того, возрастное "детство" человека ассоциировалось с политическим "детством" советского общества и коммунистической цивилизации в целом, с начальным этапом принципиально нового исторического пути не только России, ставшей Советским Союзом, но и всего человечества, стоящего, как казалось, на пороге мировой революции” (https://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214866949/Kondakov.pdf).

Относясь к людям как к детям и учитывая, что с национализированной промышленностью конкурируют частники (НЭП же), стоит рекламировать продукцию госпредприятий. Хорошо платить за рекламу.

Но Маяковский изменил бы себе, если б шкурничал. Он ещё и говорил “фэ” курсу на централизацию: хоть бы вот этим тоническим стихосложением. Да ещё и ломкой строки. Да ещё и насмешкой-гиперболой.

И так далее. (Сам конструктивизм своими ужасностями {чертёжностью, геометричностью,

отсутствием светотени} “говорит” подсознательное “фэ” централизму, маскируясь под новое и умность.) Можно не продолжать. Разве что заметить, что сознанию идеал анархии, федерации федераций (общественного устройства, предполагающегося при коммунизме) Маяковского дан не был. А в сознании была польза советской всё же власти, своей пусть и с изъянами. И куда дойдёшь по дороге пользы? Когда двузначность художественности (наличия подсознательного идеала) прячется за однозначность…

"Возглавлявшая уже длительное время Главполитпросвет Крупская обобщила свои наблюдения над советской <…> литературой, понимаемой как "могущественное орудие коммунистического воспитания". Теоретик и практик коммунистической педагогики на рубеже 1920-хи 1930-х гг. пришла к тяжелым выводам относительно вреда, который приносит литературе ее художественность: "Классовый враг использует художественность в своих целях, художественность не уменьшает, а увеличивает вред такой книги. Нам не нужна книга, искажающая действительность, дающая неверные ориентиры"” (Там же).

Верные – централизм. А насмешка над ним (тоническим стихосложением и т.д.) даёт неверные ориентиры.

Подсознательный идеал анархии, не будучи дан сознанию, заставлял Маяковского художественность предавать тоже, что в глубине души его мучило. Из-за чего он, может, и застрелился.

8 февраля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/neujeli-evrika-62025ef65b5d7a1cc9c6193d?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)