Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С.Воложин

Левитан. Редеет облаков летучая гряда.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Как наркотическая зависимость

Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня. Вот она.

Левитан. Редеет облаков летучая гряда. 1886.

Это явно Крым, ибо стих Пушкина о крымском впечатлении.

Пишут:

"Наконец, не прошла даром для Левитана и его поездка в Крым. Эта поездка заметно обогатила его палитру: в Крыму художник узнал, что такое чистые краски. На этом, кажется, ученичество Левитана закончилось” (https://legacy-time.ru/blog/isaak-ilich-levitan/).

И тут же проиллюстрировано.

Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы. 1886.

Ну так эту радостность можно считать последней данью ученичеству. Выражение полнейшего разочарования в Этом причинном мире, в котором есть смерть, проникла в его творчество раньше 1886 года.

"В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца” (Википедия).

Каково мироотношение у человека, могущего умереть каждое завтра?

Вот он и умудрился пушкинское стихотворение счастья проиллюстрировать наоборот.

 

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где всё для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда па хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

1820 г.

Пушкину 21 год, а он, влюблённый в Анну Гирей, - по мнению Л. Краваль, - готов на ней жениться. Только вот он ссыльный… И надо, чтоб её братья разрешили брак… Но…

Одна разница впечатлений от стихотворения и от рисунка уже говорит об отрешённом мироотношении Левитана.

Есть одна странность в рисунке: море вблизи горизонта нарочито темнее под небом, чем под берегом. Это сделано для контраста, для красоты? И тогда противоречит принципам самого Левитана?

"Саврасов радикально отказался от этого отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем пейзаже и так неотразимо действуют на душу” (Там же).

Не противоречит. Он взялся изображать не характерный Крым (яркий), а серый, как невзрачна большая часть России. Вот красоту невзрачности ему и потребовалось подчеркнуть.

К тому же тут смысл брезжит. Все стихии существуют тут как бы отдельно друг от друга. Море светлое небо не отражает. Облака – тоже. И они сами, каждое, какие-то отдельные друг от друга. Тёмную скалу море тоже не отражает. В самом небе изменения тона нет, например, большего света на горизонте, ибо там недавно село солнце. Это даже тоже есть странность. Небо как бы не живёт, тогда как вечером оно ж наиболее изменчивое за день. Всё настолько медленно меркнет, что само время как бы остановилось. А это – образ метафизического иномирия, где другая физика. Нет времени – нет и смерти…* – Всё тот же, знакомый, подсознательный идеал ницшеанства.

25 октября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y1fqk2CI2Vei6kMk

*- Если нет времени, то значит, смерть уже произошла. Она позади. Это посмертие. Кажется Божий мир плохим, несправедливым, время там, смерть...

А ведь он устроен очень прекрасно. Смерть ведет в бесконечное существование, какое может проходить в различных мирах (иномириях по-вашему). Рай там, или ад, в каждом из которых множество подразделений на любой вкус. И ведь выбирает сам человек в соответствии с тем, к чему пристрастился тут у нас.

-Я виноват в том, что, говоря "Этот мир", я молчаливо предполагаю (а никому это не сказал, а телепатии нет), что я под Этим миром понимаю христианство с его подразделением на тот и этот свет. Виноват. Я в оправдание могу объяснить, КАК я ошибся. Я необъявленно стал на точку зрения ницшеанца, для которого христианство враг и потому для него не существует "Рай там, или ад, в каждом из которых множество подразделений на любой вкус".

25.10.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)