Лавров. Анимистика. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Лавров. Анимистика.

Прикладной смысл.

Культ героя притянут зря.

 

Дикая мысль.

Дикая мысль – взять и натянуть, подтянуть друг к другу разные соображения и оттого получить ещё одну мысль…

Первое соображение (Н. Н. Александрова), что в 1925 году, когда вышел “Броненосец Потёмкин”, был пик МЫ в искусстве. А другое – его же – что в 30-е стал культ героя:

"Переход от неразличимого героя-массы 1920-х к привычному супергерою-личности в основном произошёл в годы арт деко, причём и у нас (папанинцы, северные лётчики, Чкалов, стахановцы и т.д.), и в Америке (лётчики Линдберг, Амелия Эрхарт, образ супермена и прочих аналогичных героев комиксов), и в Германии – вся мифология нацизма (позаимствованная “белокурая бестия”, культ 16 героев и т.д.)” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/2013-alx.pdf).

Оба эти соображения (про 20-е и 30-е годы) объединяются таким вот образом:

"…содержание менталитета доминирующего поколения. В нашем случае это первое поколение: герои, преодолевшие “пространство и простор” в промежутке между доставшимися им мировыми войнами, а в воевавших странах, кроме США, - еще и послевоенным восстановлением из руин [в США руинами был экономический кризис]" (Там же).

Победы были настолько велики, что, в конце концов, решили воздать должное их организаторам, личностям, но преданным общему. То есть не психологически очерченным, а – общо. Сталин – отец народов, Гитлер и Рузвельт – спасители нации, папанинцы – покорители Арктики и т.д.

И вот Александров, упоминая об арт деко, ничего не сказал об анимизме Георгия Лаврова 30-х годов, относимого к этому арт деко.

Так почему б мне не свести этот анимизм к тому же культу героев, индивидуальных, но обобщённых?

Лавров. Спускающийся тигр. Бронза, патинирование. 1930-е годы.

Лавров. Пантеры. Бронза, патинирование. 1930-е годы.

Лавров. Медведь. Бронза, серебрение. 1930-е годы.

“…из истории известно, что стилевые особенности арт деко возникают синхронно и они экстерриториальны. Кроме того, они никак не различаются в так называемых тоталитарных государствах и в государствах демократических, передовых или отсталых, колониях или метрополиях и т.д.

Речь идет о признаках формы…” (Там же).

Сигенд Ирени Рочар. Франция. Чёрная пантера. Патинированный металл. 1930

М. Ледук. Франция. Скульптура пантеры на скале. 1935 г. Патинированный металл.

Некоторая условность, обобщение и простота форм – от предшествовавшего конструктивизма (культа МЫ).

Но надо признать – в пику Александрову, говорящему об арт деко – что масса таких кабинетных скульптур сделана в 20-е годы и масса – не фольклороно царственных животных изображено. Просто всё очень изысканно. И – как-то совершенно авторски не индивидуально.

Так что культ героя притянут сюда, может, и зря.

 

23 декабря 2018 г.

Натания. Израиль.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)