Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Круп. А всё-таки, всё-таки хочется жить…

Образный смысл.

Истошностью содержания – образно выражен идеал, свершащийся в сверхбудущем. Несгибаемость.

 

Невнятность.

Начну с невнятности в себе. (Признаю`сь впервые.)

Я, можно сказать, жизнь свою положил на борьбу за самоуправление. Больше не акциями по месту работы, а отчаявшись что-то сделать в действительности. И перейдя на обслуживание сверхбудущей победы этого принципа. И, раз сверхбудущей, то с опорой на произведения искусства, на их истолкование.

Логика проста. Произведения искусства – идеологические образования. Вещи свободные. В их исторической жизни можно прозреть будущее. И если оно неминуемо коммунистическое, то достаточно непредвзято относиться к толкованиям, и они подтвердят смутную веру. (И смутность, и вера были и в СССР, т.к. коммунисты с очевидностью не вели к коммунизму.)

Самодеятельность, самоуправление в условиях тоталитаризма (и российского менталитета, как оказалось и при авторитаризме в России с реставрированным капитализмом), - самодеятельность, самоуправление представлялись таким исключением из правил, что затмевался – и это есть предмет моего признания – их будничный, бесполётный нюанс.

А я ж залогом коммунистического будущего считаю менталитет российской цивилизации. Не на Потребление нацеленный, в отличие от менталитета западного, нацеленного наоборот, что обеспечит смерть человечества. Отсюда – глобальное и мессианское предназначение России, ей очень нужное для её самосохранения. Она, мол, как Илья Муромец: 30 лет на печи лежал, пока дело по плечу не нашлось. Был мессианизм в православии, был в коммунизме, а теперь станет в спасении человечества: указанием, что оно – в коммунистическом принципе “каждому – по Разумным потребностям”. При этом мыслилось, что коммунизм начинается с первого дня его строительства – через самоуправление. (Мирное строительство коммунизма возможно от страха всеобщей смерти из-за перепроизводства и перепотребления)

Грандиозно, а… бесполётно.

Не это ли есть в песне Арика Крупа (слушать тут)?

 

А всё-таки, всё-таки хочется жить,

Даже когда окончательно ясно,

Что выдуманные тобой миражи

Скоро погаснут, скоро погаснут.

Гаснут, и, значит, к началу пути

Снова ты брошен, а путь давно начат...

Трудно, а всё-таки надо идти.

Хочется жить, невозможно иначе.

Хочется, хочется жить.

А всё-таки, всё-таки хочется петь,

Даже когда в сердце песням нет места.

Только б не сдаться и только б успеть

Спеть свою самую главную песню.

Ставь против горя свою доброту -

Это, наверное, кое-что значит.

Пусть даже песня застрянет во рту,

Хочется петь, даже если ты плачешь.

Хочется, хочется петь.

А всё-таки, всё-таки хочется взять

Мир окружающий в долг под проценты.

И, на ладонях держа, осязать

Спящих дыханье и пульс континентов.

Чтобы потом, раздавая долги,

Сердцем и памятью стал ты богаче.

Тратя себя, ты себя сбереги.

Хочется взять, невозможно иначе.

Хочется, хочется взять.

Хочется, хочется петь.

Хочется, хочется жить!..

4-10 февраля 1969

Грандиозное – "Мир окружающий”, “пульс континентов”… Бесполётное – "на ладонях держа, осязать / Спящих дыханье”, многократное "Хочется”, “взять”, “петь” и простота интонации пения.

И если я часто жду от ценностного столкновения противоречий озарения, что б это значило, – то тут я не жду. Я чувствую, что здесь – истошностью содержания – образно выражен идеал, свершащийся в сверхбудущем. Впрочем, и тут не обходится без развоплощения. Ведь полные кранты: "окончательно ясно, / Что выдуманные тобой миражи / Скоро погаснут, скоро погаснут”. А… "всё-таки, всё-таки”...

Несгибаемость.

Моя жена, Наташа, в девичестве Гойхман, и сдалась (выйдя замуж за меня, мещанина, не согласившегося уехать с нею в глушь от этой мерзкой, к капитализму катящейся действительности), и не сдалась (спев незадолго перед смертью от неизлечимой болезни звуковое как бы завещание).

И вот я натыкаюсь в интернете (http://www.alternativa.org.il/jerus1.html) на давнее-предавнее сообщение о ней с компанией любителей Крупа, использующих несгибаемость его для… чего? Вместо Всесоюзного слёта это движение “Альтернатива” в Израиле.

Чему альтернатива? Я думаю, большинству репатриантов из бывшего СССР, которые согласны с крайне правыми, что Палестина должна быть израильской. Вот движенцы и собрались отмечать годовщину убийства Рабина (убит он за то, что с его согласия появилась Палестинская автономия и надежда на мир). Вы такой чёткости не прочтёте в ссылке. Боятся. Как в СССР боялись, и слёты делали почти конспиративными.

И в СССР в движении царила Невнятность, и в Израиле. Грандиозное и бесполётное.

После смерти Наташи, почитав её утаённое, поняв её до конца, я взялся с ещё большим рвением продолжать её дело, самодеятельное… грандиозное… А самоуправление ж не грандиозность…

Я в растерянности: неужели россияне не тот народ, которому на флаг брать самоуправление... Как и те из “Альтернативы”, мне кажется: выходцев из СССР разве подвигнешь к миру с Палестиной…

25 декабря 2014 г.

Натания. Израиль.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)