С. Воложин.
Кручёных. Дыр бул щыл.
Художественный смысл.
Анархия это прогресс в обществе. |
Смысл стихотворения “Дыр бул щыл”.
Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке прогресса. У итальянских футуристов это была запоздавшая по меркам Западной Европы индустриализация, наступившая, наконец, и в Италии. У Кульбина это была его приобщённость к разрешению Планком так называемой ультрафиолетовой катастрофы в физике. У Хлебникова в “Бобэоби” это была теория относительности Эйнштейна. У Маяковского это было чувство, что революция в России на поражениях 1905-1906 годов не остановится. У Кручёных – что самым прогрессивным в социальных течениях является анархизм (самоуправление).
А каждый плюс несёт в себе минус. Он касательно футуризма породил в этом стиле смущение, приведшее к искажениям натуры и общепринятых правил, что сделало это искусство элитарным и трудно постижимым для масс.
Итальянских художников смущали неизбежные при индустриализации страдания обездоливаемого народа, за давностью подобных событий в Англии и Франции уже позабытые в Западной Европе и потому теперь кричащие и взывавшие к совести художников, бывших не просто, а ультраоптимистами. Кульбина смущали страдания Планка, очень лично отнёсшегося к открытию, что законы микромира оказались совершенно не такими, как законы макромира. Хлебникова, из-за поражения в Цусимском сражении уповавшего на принципиальную возможность обратного хода времени, на которое наводила теория относительности, смущал тот факт, что на всей планете кроме него есть всего несколько человек, теорию относительности понявших; и как при этом на неё опираться, обращаясь своими стихами к людям. Маяковского угрызала совесть, что он, - как и очень многие из интеллигенции после поражения революции 1905 года от революции отшатнувшиеся, - как большевик сидя в тюрьмах, поддался охранке и согласился сменить революционную деятельность на художественную.
А что удручало Кручёных? – Возможно, опасная тенденция анархии скатиться к хаосу и к силовым действиям вместо созидательных.
Но прелесть-то самоуправления в чём? – В том, что все всех знают в малом коллективе, и есть чувство личной значимости аж в историческом процессе изменения общества от капитализма к социализму. Чувство личной общности. Что он и выразил в таком стихе:
Дыр бул щыл убѣшщур скум вы со бу р л эз 1912 |
Спросите, какая может быть общность при такой непонятности. – А очень просто:
"Автор “остранненного” текста (в различной мере нефигуративного) катализирует эвристические процессы в сознании пытливого читателя и достигает тем самым максимального нужного автору коммуникативного эффекта” (Вдовиченко. Коммуникативный ажиотаж стиха. https://www.academia.edu/38084976/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B6_%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D0%B8).
Непонятность просто свидетельствует, что автор честен, что его сознанию его идеал анархизма не дан, ибо он находится в подсознании. Вот сознание – из-за транса – и оказалось отстранённым от цензуры на понятность. Подсознание же – штука могущественная. Если существует на самом деле архетипическое, то вот оно. Оно вспомнило, что в самом начале происхождения человека и искусства, главным было не сопереживание, а сотворчество. В 130000-летней давности первом ожерелье из ракушек все бесшёрстные мутанты стада просверливали по дырочке в своей ракушке, и только самка, которой шерстистый внушатель велел отдать дитё на съедение стаду, протягивала жилку сквозь все ракушки, тем сделав ожерелье, тем введя в ступор внушателя, тем спасши своё дитё, тем ознаменовав возникновение и искусства, и человека, подчиняющегося не только сигналам первой сигнальной системы (тому же внушению, или тому же инстинкту спасать дитё).
И вот сотоварищ по футуризму включился в коммуникативный ажиотаж:
"Он поставил местами только заглавные инициальные звуки слов. ‹...› "Дыр бул щол" — дырой будет уродное лицо счастливых олухов (сказано пророчески о всей буржуазии дворянской русской, задолго до революции, и потому так визжали дамы на поэзо-концертах, и так запало в душу просвещенным стихотворение Крученых "Дыр бул щол", ибо чуяли пророчество себе произнесенное)” (Д. Бурлюк http://www.ka2.ru/nauka/levinton_2.html#r31).
Он не попал: у Кручёных не “щол”, а "щыл”. Но важно сотворчество, важно не осуждение***. То, что и есть идеал самуправляющейся ячейки общества, занятого созиданием.
Сам Кручёных дал один намёк:
"...чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазных сапог или грузовика в гостинной <...> у писателей до нас инструментовка была совсем иная <…> кстати в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина… это от русско-татарской стороны” (http://magazines.russ.ru/nlo/2005/72/bo8.html).
И этим намёком обеспечил наличие "содержательных остраннений” (Коммуникативный ажиотаж стиха), отличающих подлинную поэзию от примитивной.
Что тут от содержания? – Грубость. Кручёных сердится на других художников, сводящих анархию к хаосу*.
"Несомненно, эстетика раннего авангарда несёт в себе сильный анархический заряд, который проявляется в тенденции к бесконечному процессу обновления через преодоление и деконструкцию основ, устоев, канонов” (http://rusavangard.ru/online/history/anarkhizm/).
Дело в том, что на грани веков сложилось ещё два направления в искусстве, применявшие крайнее искажение изображаемой натуры, - направления, отличавшиеся крайним – экспрессионисты – и ультракрайним – ницшеанцы – пессимизмом относительно Этого мира. И наивным оптимистам футуристам было, по сути, с ними не по пути. (Я уж не говорю, что называние пессимистов авангрардистами – это глубокое заблуждение. Авангардистами надо бы называть только футуристов, нацеленных на реальный прогресс.)
Можно даже предположить, что некая русскость стихотворения Кручёных направлена персонально на Гончарову и Ларионова**, осознаваемо и самообманно действующих якобы как русские националисты, а на самом деле являющиеся ницшеанцами, от скуки Этого мира бегущие в свой подсознательный идеал – в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.
25 февраля 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
*
- То правило, что художественный смысл нельзя процитировать, позволяет предположить (при распространённости тогда идеала анархии), что Василиск Гнедов в своей книге “Смерть искусства” (1913) воспел смерть эго-футуризма, так как крайний эгоизм не даёт договориться даже внутри малой анархической ячейки общества. Михаил Павловец блестяще расшифровал (см. тут) всё, что Гнедов в тексте искорёжил до непонятности (из-за смущения за собственный эгоизм перед подсознательным идеалом анархии, какая есть такой особый порядок, за который нужно драться, как и за централизм; что объясняет последующий переход Гнедова на сторону большевиков). А Павловец лишний раз доказал, что запредельная странность таки "катализирует эвристические процессы”, и всё можно-таки расшифровать (Даже мне удалось расшифровать смысл поэмы 14, “Ю”. Это буква в алфавите перед “Я”. А “Я” – самое главное понятие у эго-футуриста). Стремление к общению перевешивает стремление к обособлению (такого вывода Павловец, правда, не сделал, ибо идея о подсознательном идеале анархии {в малой анархистской группе больше, чем одна личность} ему слишком чужда). А идеал анархии ведь снимает противоречие, до которого докопался Павловец:""…мы имеем возможность говорить о параллельном существовании в творчестве Гнедова футуристических и "классических" тенденций… Плюрализм поэтехники вообще характерен для Гнедова”.
К классическому относится многоразличное проведение упразднения эстетических элементов, начиная с последовательного уменьшения числа слогов в группах поэм: "Поэмы 1-3: 41 слог; Поэмы 4-5: 26 слогов; Поэмы 6-8: 33 слога; Поэмы 9-11: 19 слогов”. В поэмах 12-14: 18 слогов, в поэме 15: 0 (надзаголовки не считаются).
Можете проверить.
Страница 3:
Поэма 1. СТОНГА. Полынчается - Пепелье Душу. . . . Поэма 2. КОЗЛО. Бубчиги Козлевая - Сиреня. Скрымь Солнца. . . . Поэма 3. СВИРЕЛЬГА. Разломчено - Просторечевье… Мхи - Звукопасе. |
Страница 4:
Поэма 4. КОБЕЛЬ ГОРЬ Затумло - Свирельжитъ. Распростите. . . . Поэма 5. БЕЗВЕСТЯ. Пойму - поиму - возьмите Душу. |
Страница 5:
Поэма 6. РОБКОТЪ. Сом! - а - вi - ка. Сомка! - а - вiль - до. . . . Поэма 7. СМОЛЬГА Кудрени - Вышлая Мораль. . . . Поэма 8. ГРОХЛИТЪ. Сереброй нить - Коромысля. Брови. |
Страница 6:
Поэма 9. БУБАЯ ГОРЯ. Буба. Буба. Буба. . . . Поэма 10. ВОТ. Убезкраю. . . . Поэма 11. ПОЮЙ. У - |
Страница 7:
Поэма 12. ВЧЕРАЕТ. Моему Братцу 8 лет. - Петруша. . . . Поэма 13. Издеватъ. . . . Поэма 14. Ю. |
Страница 8:
Поэма Конца (15). . . . |
Павловец зафиксировал убывание многих эстетических элементов. Например, заумных слов (12 – 5 – 6 – 4 – 2). Например, метричность (анапест) есть только в первой поэме. Например, уменьшение роли заглавных букв (31 – 23 – 19 – 20 – 12 - 2). Например, сперва идут поэмы, какое-то понимание предполагающие (и Павловец успешно это доказывает), дальше – предполагающие понимания всё меньше. Сперва заумь – производная, "то есть образованы по продуктивным словообразовательным моделям (суффиксальным - "полынчается", "пепелье"; сопряжения основ - "Звукопас" и т.п.”. Дальше – ""произвольные", чья внешняя форма представляется немотивированной” (РОБКОТЪ, СМОЛЬГА, ГРОХЛИТЪ). И т.д. и т.п. – поразительно, сколько можно вытянуть из, казалось бы, почти ничего.
Железная закономерность устроенности!
К ней же относится и общее число поэм – 15. Столько, сколько в венке сонетов, какие в то время стали сочинять символисты, железно верившие во что-то облачно-позитивное для всех в сверхбудущем.
Гнедов сочинил не просто “Смерть искусства”, а смерть эго-футуристического искусства, способствовать могущего только разрушению анархического порядка в микроколлективе, и федерации федераций (термин Прудона) – в макроколлективе.
8.05.2021.
**
- Есть, вроде, и подтверждение этой мысли – воспоминание самого Кручёных:"…он вспоминал: “В конце 1912 г. Д. Бурлюк как-то сказал мне: “Напишите целое стихотворение из “неведомых слов””. Я и написал “Дыр бул щыл”, пятистрочие, которое и поместил в готовившейся тогда моей книжке “Помада” (вышла в начале 1913г.).” (
https://imwerden.de/pdf/kruchenykh_stikhotvoreniya_poemy_romany_opera_2001__ocr.pdf).И в этом же месте есть подтверждение:
"7) В искусстве могут быть неразрешенные диссонансы — “неприятное для слуха” — ибо в нашей душе есть диссонанс, которым и разрешается первый. Пример дыр бул щыл и т.д.” (Там же).
Что это за диссонанс в душе Кручёных в 1912 году?
А осложнённость такого радикализма, как анархия соскоками собственно с неё на другие радикализмы.
Разве соседи радикалы, Ларионов и Гончарова, вон, своим лучизмом, не соскользнули ль в своём всеотрицании вообще чёрт-те куда!?
Кляки-маляки, пририсованные Кручёных ниже своего стиха, не есть ли шарж на лучизм этой пары?
Ларионов. Стекло. 1912.
4.10.2021.
***
- Есть шанс понять, как Розанова докатилась до беспредметничества из футуризма с каляками (см. тут), протеста против всё не приходящей революции. – Дальше она видит, как переругались все революционеры с началом мировой войны. Это очень плохо. Вот призывом к коммуникабельности и является предъявление некоммуникабельного.Розанова. Из книги "Вселенская война". 1916. Коллаж.
Это страстный призыв не сердиться друг на друга, хоть так непонятно выглядят резоны оппонента. Как факт – название книги.
Но надо признать, что почти всё внешнее поведение Розановой говорит, что она не осознавала прогрессивной мировоззренческой направленности своей, и не осознавала противоположной мировоззренческой направленности супрематизма Малевича. Разве что она мудро высчитала, что с Малевичем лучше не враждовать, а то никто про неё и не узнает.
2.09.2022.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |