С. Воложин.

Косолапов. Картины. Скульптуры.

Скрытый, но публицистический смысл.

Тихое издевательство над массами, думающими, что они аристократического ранга достигли при таком уровне потребления.

 

Эксперимент и его результат.

Эксперимент состоял в следующем. Я послал в США знакомому репродукцию такой картины.

Косолапов. Ленин. 1989.

И попросил показать её каким-нибудь американцам, которые не знают русских букв. И спросить, видят ли они насмешку, и, если видят, то над кем или чем.

Он мне ответил, что местные аборигены шутки не поняли и видят только Микки Мауса.

Ну в самом деле, не могли ж они заметить серп и молот внизу. По нему, и не зная русских букв, можно было б заподозрить тут что-то советское.

Эксперимент подтвердил моё подозрение, что хотя бы частично не права Тупицына:

"Для Косолапова роль привнесенного элемента (социалистического происхождения) состоит в том, чтобы разрушить обстановку, в которую он помещен (обстановка, состоящая из заимствованных культурных стереотипов). Ленин и Микки Маус становятся взаимозаменяемыми, как продукты массовой культуры. Создавая этот радикальный коллаж, художник подразумевает, что, несмотря на конфликтные отношения между двумя системами, отличительными признаками которых являются используемые им символы, их основная цель – убедить население в подлинности и искренности их товаров – несомненно, совпадает” (http://www.gif.ru/people/kosolapov).

В чём её неправота?

Я исхожу из даты и обстановки создания вещи. Это через 14 лет после эмиграции Косолапова в США.

Эмиграция из СССР часто связана с отрицательными эмоциями к советскому и социалистическому (так называемому). И продукция эмигрировавшего художника вполне может быть адресована другим эмигрантам из СССР, питающим такие же эмоции, а не местному населению. Уезжали зачастую по политическим мотивам, и, значит, это были не мещане. А местное население – я так думаю – в большинстве своём мещане. И художники попадали с огня да в полымя. С тем только отличием, что американцы любые художественные новации мгновенно превращают в товар. И художник с горечью должен принимать свою популярность (если она случится) у мещан, если движим он не мещанским идеалом. Поэтому обращается он, вероятнее всего, к соотечественникам-немещанам. И если насмехается над убогостью массовой культуры, поразившей обе противоборствующие системы (как правильно заметила Тупицына), то с бо`льшим ядом насмехается всё же над советскостью, а не над западностью, так сказать. А у Тупицыной я чувствую, будто насмешка равна.

Это не насмешка, если знаешь, что тот, над кем смеёшься, не поймёт.

Так бывший-то гражданин СССР Косолапова, он это знает, поймёт и положительно оценит. А американец – нет.

И так как советскость (из-за коллективизма, гражданской пассивности, бесхозяйственности и т.д. как черт менталитета) сохранилась и при реставрации капитализма, то по политическим причинам эмигрировавшие художники в Россию и не возвращаются, и продолжают издеваться над советскостью. Что мы и наблюдаем в случае с Косолаповым.

Микки-Ленин. 2003. Бронза.

Бывший советский гражданин сразу по когда-то своему городу вспоминает знакомые очертания и брюк, и жилетки… Да, Ленин был объект масскультовый. Идеал масс вне критики и сомнений.

Только Косолапов не только масскультовую другой страны голову ему приделывает, но и жест руки изменяет. То есть дело не только в плохой эстетике масскульта, как пишет Тупицына, но и в плохой идее, с ним связанной.

Более того, если - пусть и плохую идею - выражал художник прошлого гениально (Мухина, например), то и Мухина таким вот недругом, как Косолапов, осмеивается. И наскучившим уже способом (а он и не замечает).

Минни и Микки — Рабочий и Колхозница. 2003 — 2004.

А если - чем там? - внушают народу гордиться: "Газпром - наше достояние!" - то и над этим признаком отсталости (сырьевая экономика) надо (плевать, что так же) посмеяться.

Газпром. 2006. Бронза.

Или всё-таки обидно человеку, что так низменно американизируется Россия (надписи: "Marlboro", товарный знак Макдональдса, "Coca-Cola" на Венере Милосской)? И Тупицына в чём-то права? Раньше хоть на свой лад был масскульт… Или это своё - голова "а нам всё равно"?.. Их, американцев не жалко, да они и безнадёжны, а россияне… А? Или это не про Косолапова - какое-то воспоминание о патриотизме…

Или это стал обыкновенный поп-арт? В смысле – тихое издевательство над массами, думающими, что они аристократического ранга достигли при таком уровне потребления… Как сказал Косолапов: "Вернувшись в Москву после многих лет (отсутствия), я увидел памятник Пушкину перед Макдональдс и крупные Знаки компании Coca-Cola”.

24 февраля 2015 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/283.html#283

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)