Коржев. Встань, Иван. Лишённая родительских прав. Шульженко. Направляющий. Скрытый и нескрытый смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Коржев. Встань, Иван.

Лишённая родительских прав.

Шульженко. Направляющий

Скрытый и нескрытый смысл

И падшие ватники Коржева окажутся небезнадёжными. Женщине – стыдно… Иван – сжал один кулак…

 

И это тот самый Коржев…

И это тот самый Коржев,

"Встань, Иван". 1997.

что нарисовал когда-то триптих "Коммунисты"?*

Да.

Не использовали коммунисты тот потенциал, что был в русском народе, непритязательность, чтоб построить коммунизм всё же в одной стране.

По Коржеву, глядя на первую картину триптиха, "Гомер", начинали правильно: стать по культуре впереди планеты всей. Светочем высокого стать для человечества. Бедным, но культурным! А кончили соревнованием с Западом на фронте материального потребления, на которое идти было нельзя, из-за неминуемого проигрыша.

Ну что это за честь для русского – жить в комфорте? Лично. – Это ж мелко. – Вот он и плевал на дело. Плевал на это "Догоним и перегоним США по потреблению мяса и молока на душу населения!" Коммунисты стали партией, ведущей к капитализму, а народ, раз нет героики, – чихал на всё. И на себя чхнул, когда его окончательно предали взявшиеся народом руководить по-мелкому.

Лишённая родительских прав. 2006.

Есть ли в таких картинах презрение к такому народу?

Я не вижу.

Доказать, почему не вижу, не могу. Только чувствую.

А вот в такой картине…

Шульженко. Направляющий.

Активность изображённого Шульженко выдаёт. Он – активный в своей художнической деятельности – себя считает выше того активного. Ибо, если уж ты активен, то будь достижителен, а не… в ватнике.

Я, извиняюсь, на этой картине Шульженко считаю образно изображённым лично себя. Мне отвратительны магазины. Я лет 30-40 не покупал себе верхнюю одежду. Даже в носках, давно штопанных-перештопанных, я хожу в купленных пачкой в 5 штук 10 лет назад. – Ну ватник, как говорится. И при том занимаюсь просветительством. Направляющим пытаюсь быть в духовной жизни. Как этот кургузый мужик: пятится (и я – за традиционализм и против прогресса материального) и приглашает (в коммуну, если и не паровоз, то желающих), не замечая, что в обрыв направляет (я от него отличаюсь тем, что про обрыв знаю и предлагал – даже первым лицам государства – кампанию УКОР-модернизации, ПОКА-модернизации объявить в стране, чтоб страну не ликвидировали соседи за неспособность к конкуренции).

Веет в воздухе российском ориентация на традиционализм (в пику американскому глобализму, молящемуся на неограниченный прогресс, из-за которого человечество погибнет от перепроизводства и перепотребления). Вот Шульженко это веяние и отобразил с ненавистью.

Вот потому буквально вчера я натыкаюсь на такое зазывное название в своём почтовом электронном ящике: "Владимир Путин назвал любовь смыслом жизни". Так оказывается – любовь к отечеству. – То, что образно выражено на заднем плане на картине Шульженко. Как в воду глядел Шульженко: будете коллективистами, ватники, не будете индивидуалистами, не будете ценить выше всего Личную Пользу – пропа`сть вам в про`пасти!

Что именно за индивидуализм он, можно уж точно судить по такой его картине.

Ленин и крестьяне

Уж кто-кто, а Ленин к индивидуализму не звал. Звал туда, по Шульженко, куда ватник приведёт – в пропасть.

Ватник – теперь стало знаменитым такое обзывание: так называют победившие в революции Достоинства (так они называют переворотом завершившийся евромайдан) своих не на Запад ориентирующихся сограждан, за то на Донбассе решивших вообще отделиться от Украины.

И "достойные" по-своему правы.

Моей первой командировкой (в 1960 году) была командировка в Славянск. Приехал я из Литвы. Устроившись сперва в гостинице в центре и пообедав, я – под вечер это было – вышел на улицу – посмотреть, как тут что (на завод решил пойти завтра с утра). Город уже отдыхал. Все медленно прогуливались или стояли. И очень скоро я почувствовал что-то неладное. Оказалось, что на меня косятся. Я один был в пиджаке, а все мужчины были в ватниках.

Не то, чтоб я думал теперь, что и больше чем через полвека там всё ещё так же ходят. Нет. Но я уверен, что у ориентированных на Россию тот же менталитет, что и у россиян. А его очень хорошо описал Феофан Затворник: "Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца".** Такие, мужчины, во всяком случае, не станут гнаться за модой. Да и за успехом не станут гнаться, как это принято в Америке. В Америке, этой мечте вестернизирующихся славян. И если из-за богатства Америка чувствует себя исключительной, то ясно, что и вестернизирующиеся чувствуют себя выше по отношению к носителям российского менталитета. И вот "высшие" вполне обосновано презрительно называют "низших" ватниками.

Но я считаю, что именно ватник скорее способен на невероятное, чем комфортник, скажем так. Разве не невероятно, что в вооружённом противостоянии нескольких тысяч ополченцев на территории Донбасса против гораздо большего числа лучше вооружённых комфортников со всей остальной Украины – победили ватники?

Те комфортники, кто в дикой информационной войне, сопровождаюшей гражданскую войну, не хотят никому верить и верят только своим общим соображениям, те поэтому не допускают возможности невероятного. Поэтому они победу, естественно, относят на счёт вторгшейся, мол, России. Не поверить же в невероятное. Ватник и невероятное… Это что-то несовместимое-де.

Если же совместить… то и падшие ватники Коржева окажутся небезнадёжными. Женщине – стыдно… Иван – сжал один кулак…

8 ноября 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/251.html#251

*- Агитка.

- Только не у Коржева.

Коржев (в триптихе) крупным планом с фрагментарностью (лично Духовное то бишь) в сочетании громадностью темы вторичности Тела в годы испытаний (то есть монументальное) открыл, как выражать гармонию личного и общего, что было прорывом одобрямс (одобрямс счастливую действительность), характерного для мещан сталинщины.

Налбандян. Для счастья народа. Заседание Политбюро ЦК ВКП (б). 1949.

(Я думаю, что тут Сталин, - как Николай I первую железную дорогу, - проводит на карте лесополосы для снегозадержания в степи, спасение от засух. Не специалисты, а Сталин.)

У Коржева – художественное открытие: Своя великая Духовность + История = Гармония. Своя великая Духовность и История для этого сделаны равновеликими.

В "Иване" же и в "Лишённой" Коржева – новое художественное открытие: Своё Тело + История = поражение Своей великой Духовности. Своё Тело и История эпохи Потребления опять сделаны равновеликими. И – опять Торжество… Вседозволенности. Но оцениваемой автором негативно – повержена Вседозволенность. Но. Это – только в столкновении с Историей (эпохи Потребления). А со сверхисторией?.. Добита ли великая Духовность? – Нет. Она в мизере, но осталась. И из-за крупного плана это тоже видно.

Коржев и открытие художественное сделал в 50-е годы, и эпигоном его не сделался в следующем веке.

Была ли очевидна в 50-е невероятность замаха на Историю? Я уверен, что уже нет. Лишь мне, подростку ещё, мечта казалась достижимой, да взрослым подлипалам типа Налбандяна. Невероятность замаха на Историю в обществе потеряла актуальность. Ходил такой анекдот: "Чем отличается фашизм от коммунизма? – Тем что фашизм – это очень плохая идея, попавшая в очень хорошие руки, а коммунизм – это очень хорошая идея, попавшая в очень плохие руки". Так Коржев не только невероятность поднял (как его персонаж в 1905 году поднял упавшее знамя), но люди не смогли, собственно, даже понять, что это за знамя ("Гомер"). Лично меня только недавно озарило, что не красота спасёт мир, а искусствознание. Общество потребления понизило искусство до попсы. А она ближе к неразумию, чем к разуму. Из манипулирования же масс капитализмом если не вырваться, то будет то же, куда приглашает направляющий Шульженко. Вырываться же нужно так же мирно, как когда-то удрали (по теории Поршнева) манипулируемые палеоантропами неоантропы – сперва условно, искусством, неординарностями парализуя внушателей. Вот то же и с искусствознанием. Оно – всепонимание, так сказать. А понимающего не оболванишь никакой информационной войной, хоть и тотальной. Инфовояки ж по идее допускают инакомыслие… Вот на том их и подловить. И как когда-то прошляпили внушатели, чего это копошатся с раковинами внушаемые (а потом остолбенели, когда им показали ожерелье, и родилось во внушаемых контрвнушение)… Так и вскоре, глядишь… Уже нельзя будет внушить миллионам, что ненапавшая на Украину Россия напала на неё.

Итак, невероятность была предложена Коржевым обществу как новость.

А вот предложил ли Шульженко новость, дескать, опозорился гегемон?

Нет.

Это у Шульженко было усилением знаемого переживания. Это уже стало в лучшем случае произведение прикладного искусства. В худшем же – это стало изопублицистикой, то есть и вовсе не искусством.

10.11.2014

**- Это ж усечённая цитата.

- Признаю. Я этого не знал. Но она, именно усечённая и неопределённая, до чрезвычайности верна для обозначения российского (русского уж точно) менталитета.

9.07.2016

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)