Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Кирхнер. Типичные картины.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

За чёткость в мутном деле

Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и принуждающим воздействием, в отличие от искусства, т.е. условности, с того непосредственным и непринуждённым воздействием. С музыкой пример выхода в жизнь привести просто: звук можно издать такой сильный, что вызовет болевой эффект. С живописью сложнее. Отвращение может вызвать и условность. И всё-таки хотелось бы, чтоб со мной согласились, что некоторые каляки-маляки это уже выход в жизнь.)

Кашей я назвал экспрессионизм потому, что этим словом называют ультраразочаровавшихся как коллективистов, так и индивидуалистов. А беда в том, что, во-первых, трудно отличать одних от других, а во-вторых, художники сами переходили туда и обратно. Причём не в разные периоды жизни, что как-то понятно: ну резко изменился человек, - а быстро: то туда, то обратно.

И всё-таки я настаиваю на чёткости по отношению к каждому произведению отдельно.

Пусть называются индивидуалисты ницшеанцами. И закрепим за ними упрощённый эстетический словарь, как яркую метку ницшеанской дороги, состоящей во всё усиливающемся аскетизме средств (вплоть до потери фигуративности): сезаннизм, фовизм, супрематизм, абстракционизм…

Смотрите. Я расположу репродукции в порядке всё большей засушенности, как образа удирания от этого скучного Порядка вообще в метафизическое иномирие.

Кирхнер. Давос в снегу. 1923.

Кирхнер. Бранденбургские ворота в Берлине. 1915.

Кирхнер. Голова художника (Автопортрет). 1925.

Кирхнер. Два акробата. 1932-1933 гг.

Кирхнер. Кафе. 1904.

Кирхнер. Две женщины работают в кафе. 1923.

Кирхнер. Женщина-художник. 1910.

Согласитесь ли, что сказать, что всюду есть скука*, можно. А вот приписать сильные и определённые другие эмоции – вряд ли. Где-то между сезаннизмом и фовизмом Кирхнер.

20 сентября 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/za-chetkost-v-mutnom-dele-6148bb64165f3a1c9b955fb4

*- А вот тут – нельзя: теплынь какая!

Кирхнер. Озеро в парке Дрездена. 1906.

- Я не знаю, как реагировать. Ницшеанство – мироотношение суровое. А тут нет никакой суровости. Истаивание в неге какое-то.

Вот, живая иллюстрация, как художник предаёт свою суть.

Так здорово (ошибку с идилличностью простим) описаны немцы грани веков и начала ХХ века как:

"…реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую “видимость” мира” (https://artchive.ru/encyclopedia/39~Expressionism).

Реакция на, - помните? - следование импрессионизма формуле: “Хвала абы какой жизни”, - где хвала – световидность.

И… на тебе! И абы что на лицо (ну что за место невыразительное?), и световидность. Типичный импрессионизм! А не злая реакция на него.

21.09.2021.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)