С. Воложин.

Кикландские статуэтки.

Учебный смысл.

Скульптура эта надо, чтоб была зримым образом именно идей (лица, как чего-то круглого, носа, как чего-то торчащего из лица).

То есть это – своеобразный учебник для оживших.

 

Кикландские статуэтки.

Это будет продолжение статьи (см. тут), в которой я отторг от первосортного искусства пещерную живопись.

Кто меня не впервые читает, знает, что у меня есть идея-фикс делить искусство на неприкладное и прикладное и первосортным считать только первое. За то, что только первое занимается испытанием сокровенного (заодно неприкладное происходит от подсознательного идеала, что поддаётся кое-какому доказательству, как ни мутно само понятие подсознательного).

Вот образец того, что я намерен сейчас тоже отторгнуть от неприкладного искусства.

Кикландский идол. Ок. ХХХ в. до н. э. Мрамор.

"…все их находили в могилах” (http://www.barabass.ru/articles/p2_articleid/705).

Как другие народы хоронили оружие и еду вместе с трупом. В расчёте на загробную жизнь.

Теперь, что писал Юнг?

"Сознание требует для своего поддержания значительного усилия. Человек устает от пребывания в сознательном состоянии. Он истощается сознанием. Когда наблюдаешь представителей первобытных племен, то можно заметить, что на малейшее раздражение, выводящее их из дремоты, они стараются исчезнуть. Могут сидеть часами неподвижно, когда же их спрашиваешь: “А что вы делаете? О чем думаете?” – они обижаются и говорят: “Только сумасшедшие думают – они держат мысли в своей голове. Мы не думаем”” (https://www.litmir.me/br/?b=88184&p=2).

Древнейшие греки могли смерть считать родом сна и считать, что при “пробуждении” субъект не умеет совершать главное умение, которого “недавно” у людей не было. По крайней мере, у детей его поначалу явно нет. – Это умение создавать идеи.

Мне понравился пример, иллюстрирующий, что такое идея. Вот палка. Начнём её стругать ножиком. Она уменьшается, уменьшается, и исчезает. Но идея “палка” ведь не исчезает. Она, пожалуй, существовала ещё и до выламывания ветки, из которой сделали палку. И, чего доброго, идея существовала всегда. Но последний нюанс мысли приходит попозже. А много раньше идеальное, может, ещё у долюдей было, до выделения из неоантропов людей. Это МЫ, стадо. Персонифицирующееся в вожаке, невероятными криками держащего всех в порядке. Так – из-за имитативности – так кричать могут все. Но нельзя! Значит, существует что-то… Невидимое (звук же невидим и тогда, когда произнесен, и тогда, когда только потенциален и известен каждому молчащему индивиду этого стада).

Так поначалу то идеальное – внешнее каждому субъекту. Потом люди выделились. И у них почти не было языкового мышления (которое как-то близко к идеальности; не зря в Библию вошло выражение: “В начале было Слово”). И лишь много-много спустя они обнаружили, что они, каждый взрослый, являются источниками идей. Идеи “лицо”. Идеи “нос”. И так далее.

И это умение создавать идеи – обретается с возрастом.

И… может быть утеряно умершим-как-бы-уснувшим.

Так что ему поможет, воскреснув на том или этом свете, опять научиться создавать идеи? – Мраморная (долго не испортится) скульптура, положенная рядом с трупом в могилу. Причём скульптура эта надо, чтоб была зримым образом именно идей (лица, как чего-то круглого, носа, как чего-то торчащего из лица).

То есть это – своеобразный учебник для оживших.

А совсем не испытание сокровенного у живых.

То есть не неприкладное искусство. А вполне себе прикладное. Призванное усиливать умение создавать идеи. Нисколько не имеющее отношения к подсознательному идеалу. Наоборот, призванное восстанавливать сознание после как бы сна.

20 января 2018 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/5989.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)