Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Кандинский. Незнакомому голосу.

Портрет Нины Николаевны Кандинской, жены художника.

Синестетический смысл.

Выражать свою синестезию – это хороший способ воспеть супериндивидуализм.

 

Странность как индивидуализм.

Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. Ну почти в кого угодно. То есть, если вдуматься, я постулирую одинаковость людей. (Что ужасно, между прочим.)

Они-то, да, одинаковы. Но… Ведь и различаются…

Например, бывают синестеты. Те, для которых, например, музыка окрашена. Причём у каждого – по-разному. И нюансов синестезии тьма. Окрашены могут быть движения собственного тела. Самая распространённая, пишут, цветовая окраска дней недели. Четыре с чем-то процента всех людей. И речь не о фармакологическом влиянии (жена мне жаловалась, что ей от какого-то укола оранжевые ужасы видятся). Речь об индивидуальной врождённой особенности, про которую до поры до времени не знают, как про особенность, думают, что у всех так. Или никогда в жизни не узнают, что она у них есть. И это не ассоциация. Ассоциации часто бывают общественно обусловленными. А это – принципиально нет.

И мне подумалось, что выражать свою синестезию – это хороший способ воспеть супериндивидуализм… Тем более, что это – "системное и непроизвольное переживание” (http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206765-synaesthesia). Причём оба качества хороши тем, что со стороны напоминают проявление подсознательного. (А я с некоторых пор считаю след подсознательного главным в определении, художественно или нет произведение.)

Я когда-то (см. тут) занялся было Кандинским. Но смог понять только самую первую его абстрактную картину. Это понимание отвергало существование всех остальных в качестве честных, ибо, представлялось, что будет неизбежное самоповторение.

Наверно, я всё-таки не понимаю чего-то. Или, наоборот, всё я понял, а Кандинский, - после первого абстрактного произведения и манифеста… скурвился.

Тот факт, что он "страдал от синестезии” (https://artchive.ru/publications/1769~Shtrikhi_k_portretu_5_razoblachajuschikh_i_oprovergajuschikh_istorij_o_Vasilii_Kandinskom), подтверждает второй вариант, но без осуждающего тона, если эту синестезию вывести вон из явлений сознания.

Вот он в 1916 году влюбился в голос (будущей жены) по телефону, и написал соответствующий “Портрет”.

Кандинский. Незнакомому голосу. 1916. Акварель, тушь, бумага.

Читаем, что у него написано про жёлтый цвет в манифесте:

"…первое движение желтого цвета - устремление к человеку; оно может быть поднято до степени назойливости (при усилении интенсивности желтого цвета); а также и второе движение, - перепрыгивание через границы, рассеивание силы в окружающее, - подобны свойствам каждой физической силы, которая бессознательно для себя бросается на предмет и бесцельно растекается во все стороны. С другой стороны, желтый цвет, если его рассматривать непосредственно (в какой-нибудь геометрической форме), беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое, в конце концов, действует нахально и назойливо на душу. Это свойство желтого цвета, его большая склонность к более светлым тонам, может быть доведено до невыносимой для глаза и души силы и высоты. Звучание при этом повышении похоже на все громче становящийся звук высокой трубы или доведенный до верхних нот тон фанфары” (http://artforart.narod.ru/names/kandinski.html).

Ну влюбился человек, скажете. Сильное переживание. Потерял покой. И если человек – синестет… Да ещё и признался, какой цвет обретает то, что на него сильно действует…

Или это – слова вне произведения. И веры им – мало. А логика говорит, что и сама влюблённость для 50-тилетнего человека – это не ахти какой позитив безоговорочный. Вон, словоприменение какое: "насилия”, “нахально и назойливо”, “невыносимой”.

Что и подтверждается на следующий год, когда он на ней женился?

Кандинский. Портрет Нины Николаевны Кандинской, жены художника. 1917. Масло, холст.

Что говорит его синестезия?

"Склонность синего к углублению настолько велика, что она делается интенсивной именно в более темных тонах и внутренне проявляется характернее. Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и, в конце концов, - сверхчувственному” (Там же).

К тому самому иномирию, идеалу ницшеанства. Потому такому идеалу, что уж больно плох Этот мир. (Особенно в 1917 году, может, хоть он и получал профессорское жалованье у советской власти, что было тем ужасней, ибо он был антикоммунист; так что даже счастливый брак не осиливал.)

Тогда для портрета жены (а может, ещё и из-за нужды?) можно взять уже зарисованный холст… Выражать-то хочется – нудное Плохое…

А смотрите, как старается Кандинского обелить один:

"Первоначально он написал сюжетную композицию, в которой был изображен город, церкви с куполами на высокой горе, водная гладь залива и корабли, многоэтажный дом и абстрактные полусферы, а также две фигуры, стоящие рядом, – мужчина в шляпе и женщина в платье с пелериной. Известно, что подготовительный рисунок этой композиции хранится в архиве художника в Центре Ж. Помпиду в Париже. Повернув холст на 180°, Кандинский написал на нем портрет жены, сквозь красочный слой которого проглядывает нижележащая живописная композиция. Вследствие этого и создается живое ощущение ее цветовой многослойности и вибрирующей поверхности фона” (http://www.russiskusstvo.ru/journal/2-2005/a371/).

Дескать как можно хоть слово плохое сказать, если речь о знаменитости!..

А он давно рисовал жутковатые городские пейзажи, давно, наверно, сочтя Эту жизнь безнадёжно скучной.

 

Кандинский. 1908 - 1909.

Вот и пейзаж, на котором он нарисовал свою жену, был жутковатым, с нудно большим количеством окон.

С чёрной водой залива. – Это, не исключено, и был холст из подобной серии ужастиков ещё фигуративной, доабстрактной живописи. На нём ему неудобно было рисовать абстракцию, вот он и снизошёл до подобия натуре.

Я позволил себе много предположений. Но они хотя бы внутренне логичны все.

А живописное достоинство? – Синестезия из-за системности очень ценна для имитации той художественности, которая понимается как происшедшая от подсознательного. Синестетические вещи вполне были годны для идеологической борьбы с СССР с его приверженностью к натурной живописи и с его коллективистской, мол, идеологической направленностью. Жене основоположника абстракционизма нетрудно было предвидеть, что произведения Кандинского скоро станут дорожать. Само ЦРУ (см. тут) взвинтило цены на произведения абстрактного искусства. И – покатилось. Там вообще большие мастера работать фейками. Особенно теперь, когда СМИ превратились, как в бывшем СССР, в верных псов на охоте. Теперь, когда возродилась холодная война и идеологическое противостояние России и Запада.

12 октября 2016 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/421.html#421

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)