С. Воложин.

Быков. Поэт и гражданин. Серия 3.

Истинный смысл, изменённый сатирой.

Художественного (не “в лоб”) смысла в сатире нету. Но истину она затуманить может.

 

Гражданин и поэт.

Недавно мне удалось с помощью интернетского поисковика эффективно одержать победу над идейным противником. Нельзя ли повторить?..

Давно злит Быков. И вот он напал на меня, можно сказать, поскольку и я – после тех 55-ти – подписал критикуемое Быковым открытое письмо против давления на суд.

Вот эта критика.

Комната Софьи. Раннее утро. Входит Фамусов с листком бумаги и письменными принадлежностями.

Софья (брезгливо)

Чуть свет ― уж на ногах. Какие молодцы мы! Что это за письмо? Зачем карандаши?

Фамусов

Открытое письмо в защиту медицины. Прочти и подпиши!

Софья (пробегает текст)

"Давленье через СМИ"... "Насилье над врачом"... Вы выставить меня хотите людоедшей?! Но я-то тут причём?

Фамусов (ласково)

Ты просто подпиши, что Чадский сумасшедший.

Софья

Отец, опомнитесь. Ведь вы не из простых. Нельзя же действовать в таком убогом стиле. Вдобавок этот слух мы сами распустили.

Фамусов

Мы распустили слух, а оказался ― псих! Мы думали с тобой, что просто пошутили, а ты, выходит, мир от буйного спасла. Я подписей собрал уж пятьдесят четыре, и ты поставь свою для звонкого числа.

Софья (проглядывая подписи)

Да кто хоть подписал... Письмо уж больно грубо. Вы мните, публика по-прежнему слепа? Набрали бы людей проверенных, папА! Хотя бы Хлёстову, хотя бы Скалозуба.

Фамусов (невозмутимо)

Чего ты хочешь ― не пойму. Проверенные к нам немного поостыли. Не дуйся, Софьюшка. На то и крепостные, чтоб там подписывать, где стыдно самому. Тебя срамят, а ты не слушай! Они от зависти, они от злобы, чёрт возьми. А ты в одном ряду с приличными людьми: с кухаркой, с горничной, с буфетчиком Петрушей... Ведь он же правда псих. Ведь он сказал же сам.

Софья

Но вы же знаете, что это были враки.

Фамусов (внушительно)

Молчалин подписал! Данилин подписал с нажимом. И Тина Канделаки. Вот перечень какой ― задорный, удалой! Подписывай да с плеч долой!

Софья

Отец, одумайтесь, оставьте вашу прыть. Европа, Азия на нас посмотрят гневно. Что станут говорить Обама, Кэмерон и Марья Алексевна?

Фамусов

Подумаешь, какая страсть! Тебе ль бояться чьей-то мести? Покуда нефть идёт по двести на Марью можно и покласть.

Софья (ломая руки)

Да, против лома нет приёма. О трудность выбора, о горе от ума!

Фамусов (тихо)

О чём тут говорить? Подумай ты сама. А ну как выйдет он на волю из дурдома. Ведь это полные кранты. На нас повесят все собаки. Где буду я? Где будешь ты? Где будет Тина Канделаки?

Софья (с отвращением)

Давайте карандаш.

Фамусов (в восторге)

Ай, дочка, ай умна! Люблю тебя такую. Гармония в семье и власть защищена. Пойду ― опубликую.

Теперь я расскажу, как я подписал.

Ко времени появления письма 55-ти вот что было со мною.

Я хожу обедать в столовую. И раз в декабре говорю своему обычному за столом сотрапезнику:

- Ничего не понимаю. СМИ верещат, что в обвинительное заключение по делу Ходорковского включены показания Грефа и Христенко. А летом я в СМИ же слышал, что те дали благоприятные для Х-го показания. Так это ж идиотизм: поставить оправдательные показания в обвинительное заключение. Это ж нарваться на проигрыш процесса в европейском суде, куда адвокаты Х-го обязательно ж пожалуются.

- Так велят власти. Судья там не хозяин.

- Тысячу раз! Но идиотизм-то не обязательно делать. Даже и властям. Там же, в европейском суде, я читал где-то, рассмотрение идёт не по существу, а по форме. Можно ж надеяться, что вообще можно проскочить. Если не делать просто ляпов. Или хоть на меньший штраф нарваться.

- Может, ляпы нарочно подсовывают.

- Зачем?

Единственное, что я могу предположить, это что ляпа нет. А что я летом что-то не то прочёл про Грефа и Христенко, и было, да не попалось мне на глаза, и противоположное.

Придя домой, я решил проверить предположение.

Задал поисковику, - сейчас уже не помню что, - наверно, что-то типа: показания Греф Христенко Ходорковский.

Выдал мне поисковик громадный перечень. И я принялся читать по очереди сверху.

А надо сказать, что я про политику читаю то, что мне всовывают автоматы в мои почтовые ящики и что показывается в бегущей строке. И я заметил, что оба источника в общем какие-то антиправительственные, что ли. Такие уж оказались у меня почтовые ящики и такой уж оказалась вставленная сыном программа, обеспечивающая бегущую строку.

И вот теперь, ища сам, я постепенно стал приходить к мысли, что и Яндекс устроен как-то антиправительственно, что ли.

Я-то открывал и читал сайты, выданные мне, по очереди.

Но почему-то в одном, другом, третьем и так далее было написано интересующее меня со ссылкой на адвокатов Х-кого.

Мне такое пришлось пробегать глазами во множестве.

Дело давнее, и я не помню, на какой странице мне, наконец, попалась информация без ссылки на упомянутых адвокатов. Помню, что это был материал компании (или как там она называется) ВИД.

Где-то через полчаса поисков я впервые наткнулся на нечто, исходящее не от адвокатов Х-кого. У меня создалось впечатление, что в интернете засилье так сказать проходорковских сайтов.

Ладно. Стал я читать летний материал. И оказалось, что освещены четыре вопроса Х-го бывшим министрам. По его реакции судя, ответами на два из них Х-ий оказался очень доволен, а ответами на два – наоборот, очень недоволен. И Греф и Христенко ровно по одному такому и другому ответу дали Х-му. Один удовлетворивший Х-го ответ Грефа я запомнил. Я бы знал, - сказал Греф, - если б было украдено СТОЛЬКО нефти. С неудовлетворившими Х-го ответами я – диво! – смог разобраться, не имея ни юридического, ни экономического образования. По одному – с помощью Интернет-энциклопедии. Что там было, я забыл. А по второму – настолько просто оказалось – что я аж запомнил.

Х-й спрашивает Христенко, дескать, я ж не отвечаю за пропажи нефти при перекачке её по трубе Транснефти. А Христенко возражает: отвечаете, потому что вы тогда контрактовали трубу у Транснефти.

Так я себе подумал тихонько, что если Греф про контрактование не знал, то и понятно, почему он считает, что знал бы, если б пропало СТОЛЬКО.

Так или иначе, я пришёл к самостоятельному, как мне кажется, выводу, что и одна и другая сторона имели-таки основание трактовать ответы Грефа и Христенко в свою пользу.

Но так как преобладают в России антиправительственные, проходорковские, так сказать, СМИ, то мне летом попало в уши и глаза то, что выгодно Х-му. Да и в декабре – тоже.

Довольный своими исследованиями, я их на следующий день рассказал своему сотрапезнику и с удовольствием послушал его подавленное молчание.

Я настолько осмелел, что с другим сотрапезником заключил пари, говоря, что адвокаты Х-го в европейском суде процесс проиграют.

И вот через какое-то время я обнаруживаю, что нашлись каких-то 55-ть, считающих, как и я, что проходорковских СМИ в России больше, чем проправительственных, и что первые давят на суд.

Ну как было не присоединить к ним свою подпись?!.

Я оказался вместе с довольно невидными людьми… с кухаркой, с горничной, с буфетчиком Петрушей...

Но мне плевать. Мне истина дороже.

Я тут всё с открыванием сокрытого художественного смысла выступаю… А в сатире такового нету. Но истину-то сатира затуманить* может же? – Вот, значит, я и могу себе позволить прояснить.

12 мая 2011 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/82.html#82

*- Вы, упрекая Быкова, отступаете от своего же правила, согласно которому мир действительный и мир художественный обязательно не совпадают. А художника ж надо мерить по ЕГО законам.

- И да и нет.

Я процитирую самого себя (переписавшего тут многое из “Словаря литературоведческих терминов”. М., 1974. С. 340 – 343) в отношении в общем обожаемого мною Высоцкого:

...Бывший начальник и тайный разбойник...

Фу.

Не зря сатира - четвертый (после эпоса, лирики и драмы), совершенно особый род искусства. Раз от эпоса сатира отличается односторонностью, рассматривая действительность “с одного боку”, по выражению Гоголя; раз от лирики сатира отличается бедностью самораскрытия писателя, высказывая только отрицательное его отношение к фактам; раз сатирики исходят из ясного понимания стоящих перед ними целей; раз крайние формы сатиры - фельетон, памфлет - уже переходят художественные границы и даже называются художественно-публицистическими жанрами - значит, сатира в принципе суховата и рассудочна и - я не побоюсь сказать - наименее художественный род искусства из всех четырех. И чем ближе к краю этого рода, тем более полемически мелким выглядит произведение и тем менее сильная проповедь в нем связана с художественным потрясением”.

Раз нет художественного потрясения от Быкова, то и нет сил, удерживающих меня в рамках его художественного (так уж и быть, назову это так) мира. Вот потому я и перешёл в мир действительности, отличающийся от мира Быкова, и сужу его как лгуна, подозревая, что Тина Канделаки не тот человек, которого можно было оболванить.

Подозрение, признаюсь, слабое.

Ибо естественно для “капиталистической” России исчезнуть как независимому государству, превратиться в сырьевой придаток Запада или Китая и вымереть до 40 миллионов, которых вполне хватит для сырьевого обслуживания этих Запада или Китая (о чём говорила ещё Тэтчер). Не зря ж так называемая элита деньги держит на Западе, детей учит на Западе, недвижимость покупает на Западе, и гражданство, зачастую, имеет двойное. Я даже себя поймал на подобной тенденции, когда дело пошло к реставрации капитализма. Покойная мама оставила мне 3000 советских рублей. Так я прежде справился, нельзя ли мне их положить в заграничный банк, и лишь получив ответ, что нельзя, купил на них украшения в ювелирных магазинах. Так что вдруг открывшееся мне превалирование проходорковских СМИ в России вполне соответствует массовому интеллигентскому коллаборационистскому предательству родины в пользу Запада (как массовым было в итоге перестройки и интеллигентское предательство левой идеи). Это ЕСТЕСТВЕННО оказывается. Доказательством, по-моему, является подсмеивание в проекте “Поэт и гражданин” над одним из самых крупных, на века и тысячелетия, достижений так называемого социализма: “юрийгагарин с маленькой буквы в одно слово представляет “Поэт и гражданин””.

Так что появление Тины Канделаки среди 55-ти как-то не в мейнстриме. И Быкова понять можно.

14 мая 2011 г.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)