С. Воложин.

Кабаева. Фестиваль детской художественной гимнастики "Алина".

Прикладной смысл.

Патриотизм.

 

Ай, да Алина! (Кабаева)

Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения неприкладного искусства – за новизну я могу себе простить плохой слог. А сейчас я хочу писать о зрелище, то есть о произведении искусства прикладного, не скрывающего замысла его создателя, где, кажется, нет ничего скрытого. – Или что-то новое всё-таки можно усмотреть в осознавании, именно ЧЕМ акробатическим выражена некая идея? – Мы-то, зрители, получаем целостное впечатление от зрелища. И нам довольно. Зачем вникать в элементы?

Для меня было в новинку наблюдать акробатику в роли элемента выражения. И есть какая-то отроду, что ли, приобретённая привычка делиться узнанным…

Я, правда читывал, что Мейерхольд использовал акробатику в театре. Но там было неприкладное искусство. Артистам было велено вольно импровизировать акробатическими упражнениями в параллель с игрой в пьесе и в пику действию пьесы. Пьеса могла быть мещанская. А в пику ей акробатическая импровизация выражала тогда личную свободу, какая будет у каждого при коммунизме не централистского толка, к какому, наоборот, централистскому, шло в СССР (за что Мейерхольд и был уничтожен).

А тут, на фестивале детской художественной гимнастики "Алина" 1 июня 2022 года, каждому акробату велено выполнять строго определённое действие в строго определённый момент времени. Как крепостным крестьянам в рожковой музыке. Как участникам тингшпиля “Страсти Германии” (1933) Рихарда Ойтингера.

"В центре драмы Ойтингера – фигура неизвестного солдата, который ведет народ к "ружью и ремеслу". Неизвестный солдат недвусмысленно сравнивается с новым мессией. Он "воссоединяет живых с погибшими на войне в народном единстве третьего рейха и руководит ими до той поры, пока "не начинает светиться" и не возносится на небо с возгласом: "Свершилось!"” (http://www.dslib.net/russkaja-literatura/russkojazychnaja-dramaturgija-v-nabokova-problemy-pojetiki.html).

Только у немцев зрители становились участниками. А тут зрители оставались сидеть в зале в креслах, а на экране за сценой, например, портреты, несомые в акции “Бессмертный полк”, по отдельности вспыхивали какой-то фосфорической вспышкой и – анимацией – взлетали в небо белыми лебедями под душу раздирающую мелодию на слова Расула Гамзатова.

Но то было потом. А началось для меня, включившего телевизор, как бы ударом поддых. С потрясающего кадра крупным планом снятого страшно морщинистого Гафта, чуть не плачущего от вживания и говорящего ученикам в классе:

"Я принёс вам письма, письма моих товарищей, друзей. Они мечтали быть артистами, инженерами и врачами. Но пошли на фронт. Вот в этой коробочке письма тех, кто воевал, но не вернулся. Письма драгоценные. Я хочу некоторые из них вам прочитать… 22 июня 1941 года началась эта страшная, чудовищная война. Почти все пошли на фронт защищать нашу Родину… Это письмо моего товарища, Паши Макарова. Призвали нас почти в одно время, Но он попал на фронт первым. Поэтому первым стал писать.

“Здравствуй, моя мамочка! Вот уже второй год, как находимся на фронте. Положениие у нас пока прежнее. Укрепились и держим линию обороны. Чувствую себя ничего. Погода бывает разная. Недалеко артиллерийская дуэль. Слышен свист снарядов. Если знаешь, напиши твой адрес там. А то я послал письмо, а ответа нет. Уже три раза писал – тишина… Мамочка, я тебя очень часто вижу во сне. Не знаю, почему. Ну, целую тебя крепко. До свиданья”.

[Именно в этом месте я стал смотреть.]

Никто не пишет о том, как страшно. О том, что рядом умирают люди. Никто не пишет.

[Чуть не плачущее лицо Гафта. И монтаж. Внимательное лицо пацана за партой.]

Никто не хочет рассказывать об ужасе. – Это письмо мужественного человека. Сильного. Почти все письма такие. Никто ничего не боялся. Не трусил”.

И – номер “Первый бой”. Под песню: “Здесь птицы не поют, Деревья не растут. И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут”, - показывают мистическую картину.

Так она ещё в трагедийном тоне.

Но, чудо, что не сбивают с тона элегантные маленькие девочки-танцовщицы, вопреки словам песни встающие, как с низкого старта, с пола сцены.

Я, как стал хватать воздух ртом ещё с Гафта, как стали течь слёзы, так всё и продолжалось, несмотря на несуразность этих великанских противотанковых ежей и этих элегантных девочек. – Песня Окуджавы действовала? Или это чёткая организованность танцовщиц, ассоциируется с методичными действиями в специальной операции на Украине теперь на каждом клочке местности: сперва разведка боем малой группы, выявление огневых точек противника, отступление с передачей данных, уничтожение разведанного артиллерией и авиацией, и потом следующий дом. Грубо и уверенно. Как эти неуместные, вроде, элегантность и великанство…

Патриотическая сила действия того, то сделала Алина Кабаева, удивляет.

.

Может, это свойство массового патриотического чувства самого по себе: вспыхнет и уже потушить нельзя – только разгорается. Чем бы ты лично не отличался в каком-то нюансе. Как бедолаги жители Украины, в большинстве за мир же проголосовавшие на прошлых президентских выборах… Как бедняги немцы, до последнего ж часа воевали не сдавались… Как россияне теперь – 81,3% поддерживают Путина.

Люди не зря произошли из убивателей себе подобных, чего нет среди других животных.

2 июня 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/ai-da-alina-kabaeva-6298b194626c9e41301dcf9c?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)