С. Воложин

Юон. Комсомолки

Художественный смысл*.

Реализм*.

 

Что меня злит

Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения.

Вот, например, что пишет один о знаменитом когда-то Юоне (я выбрал наиболее конкретные слова):

"…ни у кого и никогда не выйдет отрицать совершеннейшей уникальности, которой буквально лучатся картины Юона. Эта любовь к жизни, к Человеку, к простым радостям и постоянная готовность к честному, открытому взгляду на самого себя и мир вокруг — черты, выделяющие Константина Фёдоровича даже на фоне гениальнейших современников…” (https://zen.yandex.ru/media/zhivopis/hudojnik-konstantin-iuon-fenomen-vne-vremeni-5da3f17d9c944600b18e6c3f?utm_source=serp).

Или честность взгляда можно всё-таки заметить?...

Юон. Комсомолки. 1926.

Вот что они смотрят? – Альбом живописи. – А много ли шансов, что они в ней разбираются? – Мало.- А они сами это знают? – Вряд ли.

Комсомолки – предполагается идейность. Так не для противоречия ли названию такие бездумные лица и такие работящие руки выбраны? В любви-то к жизни им, да, не откажешь. Но не дана ли она художником не от своего, а от их имени? А тогда это любовь к той жизни, какая не сопряжена с идейностью. Когда идейность – взгляд в себя или вдаль, а не на зрителя. Когда идейность, то должна чувствоваться умственная работа. А этого категорически нет у портретируемых. И потом – они ж душевно одинаковые! То, что исключает личность. А в этих подчёркнут коллективизм. Да ещё и не осознающий себя. – Это советские мещанки, а не комсомолки. Что через 70 лет обернулось реставрацией капитализма. Это пока им наплевать, во что они одеты. Но при такой ограниченности мировоззрения, какая светится в их пустых глазах, они недолго пробудут в этом безразличии. И недовольство будет низким по духу, а не высоким. Порыв к культуре (смотрение альбома живописи) будет погублен. Что предвещает огромный провал всего гуманитарного в СССР. Тогда как, - так можно понять Юона, - будущий коммунизм – это жизнь в культуре, а не в труде по преимуществу.

Надо согласиться с Эфросом, написавшим через 3 года:

"…усмешкой. Она не вызывающа, но постоянна. Часто она едва проявляет себя, но она упорно гнездится в каждой его вещи. Юон – последовательный реалист; однако он достаточно свободен, чтобы не только видеть мир, но и размышлять о мире” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

Если считать, что реализм – чуяние того в социуме, чего ещё никто чует, то можно с тем большим основанием назвать Юона реалистом* в этой картине.

А чуяние того, чего никто ещё не чует очень сродно с моей идеей-фикс, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала автора. В чём след вообще-то? – В странности. Так вот эта усмешка во времена подавляющего единомыслия в СССР как раз и есть та странность, какая указывает на наличие подсознательного идеала – настоящего пути к коммунизму как к культуре по преимущесту, а не, как теперь – преимущество трудовой доблести. И ещё идеал – но уже осознаваемый – вот это чуяние истины. А не "любовь к жизни”.

15 июня 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/chto-menia-zlit-5ee7666507b2a45c062d6c97

*- Это ошибка. Верно в http://art-otkrytie.narod.ru/iuon2.htm

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)