С. Воложин

Ишков. Картины.

Ремесленный смысл.

Нарисовать абы что и абы как.

 

Дурь

Тут не только я дурью маюсь, но и…

Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком затруднении я спросил поисковик: “Дзен Живопись” (есть, помню, такой канал, насколько посещаемый, настолько дурастый). И пополз в открывшемся канале по заглавиям. Остановился на таком: “Художник Сергей Николаевич Ишков: когда есть что рассказать”. 767 лайков, ни одного дизлайка и 40 комментариев. Решил, что, раз хвалится, что есть, что рассказать, то как раз ничего-то там хорошего рассказано и не будет. – Ладно. Пополз по картинкам. Про одну конкретную аж что-то написано!

Ишков. Зимний пейзаж. Холст, масло.

"Обратите внимание на работу “Зимний пейзаж”, дорогой наш читатель. Преобладающий тон одежды, ширина шага, положение плеч и габариты груза за этими самыми плечами позволяют художнику не выписывать детали лица героини. Метафора преодоления, мотив одиночества, нарративное обещание победы тепла и уюта над морозным простором — и так очевидны” (https://dzen.ru/a/Y0-8EHjSqhOkA3qi?&).

Мне показалось подозрительным, что нет даты (это дурной признак для художника), но я полез её искать в поиск по картинкам (автор-то канала у меня ж тоже на подозрении – вдруг он виноват в отсутствии даты).

Поиск огорошил. При картине этой такая надпись:

"Алексей Степанович Степанов

Русский художник

Русский живописец, график, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из учредителей “Союза русских художников”.

Википедия” (адрес).

И, собственно, такая картинка:

Умер Степанов в 1923 году. Тогда не могло быть таких электропроводов на столбах.

Поиск по этой уже картинке, кто её автор, ничего не дал.

Ясно только, что текст автора канала никак не объясняет, почему Ишкову нужно было лишить женщину лица.

Так это я, признаюсь, отвлёкся от того, что делал в самом начале после прочтения процитированного объяснения. В самом начале, я просто прочёл немного дальше после точки:

"А вот полотно “Моя деревня” со сходной тематикой, но тема его — совершенно иная. И тут же меняется техника, строй композиции, отношение к комплементарности цвета, ритмы и так далее. И вроде бы тоже зима, и в центре — опять женский образ, и вновь на плечах — “целевая нагрузка”, а фоном — сельский пейзаж. Однако, благодаря совершенно иному подходу, мы видим уже не метафору одинокого (пусть и мирного) угасания, а праздник жизни, полный светлых надежд.

Согласитесь, дорогой наш читатель: нетрудно решить, что эти картины принадлежат авторству разных художников. Но нет. Сменилась не рука, владевшая кистью, а идея, водившая рукою!”

Ишков. Моя деревня. 2000. Холст, масло.

Тут претензия на бытописание. Правда, если не обратить внимание на стилизованные дымы из труб: все одинаково тонкие и одинаково прямые.

Но тогда возникают вопросы здравого смысла. – Идёт женщина под горку. Наверно, к проруби в реке, что справа вверху (это опять если не обращать внимание, что та река не имеет продолжения слева картины). Впрочем, то, может, не река, а другой её берег, ещё более высокий, чем берег этот.

Тогда другой вопрос здравого смысла: а не далековато ль? Разве не обеспечивают себя жители колодцем при доме? То есть это – выдумка, а не подсмотренный бытовой эпизод. Причём выдумка довольно глупого человека: он посреди дороги дал вырасти 9-ти стеблям вейника наземного. И не только вырасти, но и засохнуть. И никто не затоптал! Сомнительно тогда и то, что кошка захотела провожать хозяйку по такому глубокому снегу.

Так это я опять отвлёкся от того, что было в режиме реального времени.

А в режиме реального времени, сразу увидев, что вторая картинка придумана, мне захотелось узнать, кто такой этот Ишков. Мне попалась такая первая же его картина:

Ишков. Тихвинский храм. 2002. Холст, масло.

По инерции я стал искать придуманность и тут. И быстро увидел. Он не сообразил нарисовать тень от правой берёзы. Раз. Он не сообразил, что при том положении солнца, какое он выбрал, правая грань восьмигранной башни не может оказаться в такой же тени, как левая. Два. Не хватило его и заметить, что тень от левого парапета лестницы должна быть ступенчатой, как и сам парапет. Три.

И тут жуткая мысль мелькнула: а вдруг он и сам храм выдумал?

Есть такая карта с перечнем всех церквей Тихвинской иконы - https://sobory.ru/mapsearch/?altar=247. А сам Ишков из Брянска. Какая там церковь?

Уф! Хоть храм он с натуры рисовал…

Но дурастый он всё же художник. Как и автор статьи о нём.

– А что было б не дурастым, у художника?

– Если б от смотрения на его картину зритель чувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. И чтоб описывающий картины художника автор не гнушался б им давать отрицательную характеристику за то, что этого ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, не ощущается.

– А разве странности, от отсутствия лица до всего, что заметили вы, не есть указатель на это ЧТО-ТО?

– Не есть. Потому что они говорят об одном и том же – о неосновательности Ишкова.

– В чём неосновательность для отсутствия лица?

– В буквальном следовании требованию стилизации под декоративность. Всё должно, мол, быть одинаково глыбисто.

У человека просто недостаток таланта художника. Умом действительно невозможно всё предусмотреть. Так спасает талант. Он в том, что включается подсознание и организовывает единство во всех деталях. А один-единственный ум то и дело не замечает что-то.

Какого-то таланта лишён и популяризатор Ишкова, раз не заметил всех перечисленных ляпов.

Чего-то, увы, лишены и тысячи людей, подписавшихся на его канал.

26 октября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y1lW00UHtRgiyWVH

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)