Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Хмелёвская. Два солдата.

Художественный смысл.

Идеал трагического героизма.

 

Не смотря на ляпы

Я чувствую себя словно перед непостижимой тайной – перед нежданными слезами, которые набегают невольно, в каком-то месте, когда читаешь стихи. И хоть я знаю теорию этого психологического явления, оно мною распоряжается каждый раз так, словно я ничего не знаю. Каждый раз – как в первый раз. – Чудо!

В этот раз чудо породила простая неожиданность.

Наталья Хмелевская, 2014 г.

Посвящаю эти строки всем павшим на Саур-Могиле

 

ДВА СОЛДАТА

 

Стояли рядом два солдата,

Бок о бок первый со вторым:

Один был рядовой Панкратов,

Другой был ополченец “Крым”.

.

Курили рядом два солдата:

У “Крыма” - сигаретный дым,

Махоркою дымил Панкратов,

И на груди медаль “За Крым”.

.

Стреляли рядом два солдата,

К врагу всегда непримирим,

Фашистов бил храбрец Панкратов,

Фашистов бил отважный “Крым”.

.

- Прием!, - кричали два солдата.

- Прием, прием! Как слышишь, “Крым”?

- Держите высоту, Панкратов!

- Любой ценою, говорим!

.

Пошли в атаку два солдата,

Бок о бок первый со вторым:

Шагал Панкратов в сорок пятом,

А рядом – ополченец “Крым”!

.

Лежали рядом два солдата.

Навек остался молодым

Тот рядовой Иван Панкратов,

Тот ополченец - просто “Крым”.

.

Стояли рядом два солдата -

В граните память всем живым.

А дед был рядовой Панкратов,

А внук был ополченец “Крым”.

Там, где я читал это стихотворение, посвящение было напечатано не перед стихами, как обычно, а после них. И так же – имя автора и дата создания. Потому упомянутая неожиданность и случилась. Оказалось, что это люди из разных войн. Из Великой Отечественной и из теперешней, гражданской, начавшейся в 2014-м.

А потом я стал перечитывать, и… ляп за ляпом, не замечаемые при первом прочтении. Медаль “За Крым” "была учреждена в Англии 15 декабря 1854 года задолго до окончания боевых действий в Крыму и выпущена 6 января 1855 лондонским Королевским монетным двором” (https://little-histories.org/2015/09/06/krym_marsh/).

Это каким же чудом могла она в Великую Отечественную попасть почти через 100 лет к рядовому Панкратову, штурмовавшему Саур-Могилу в 1943 году?

Другой ляп связан с заявленным "рядом” и "Бок о бок” шаганием воюющими "в атаку”. Это могло быть метафизически только на Саур-Могиле. Но режется 1943-й с "Шагал Панкратов в сорок пятом”.

И эти ляпы есть совершенная ерунда для эстетической оценки!

Не верите?

А Пушкину поверите?

"Раевский хохотал над следующими стихами:

Он часто в сечах роковых

Подъемлет саблю — и с размаха

Недвижим остается вдруг,

Глядит с безумием вокруг,

Бледнеет etc.” (https://rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1031.htm).

.

Многие люди, не имеющие эстетического вкуса, просто звереют, прочтя подобные странно мотивированные силлогизмы. И как только меня ни ругают. – Самое печальное, что остаются при своём мнении, сколько б я ни старался их переубедить. Раевского Пушкин, видимо, тоже не переубедил, раз потом-потом отомстил ему этим вот саркастическим замечанием. И ведь Раевский же был аристократ. То есть, казалось бы, с таким воспитанием, которое гарантировало приличный эстетический вкус. – Нет. Никакой гарантии… Чего ж хотеть от современников, совсем не аристократов, учившихся в школах, способных довести учеников до ненависти к литературе, как и случилось со мной. Благо я перевоспитался.

Удивляет меня и другое: почему я не отчаиваюсь. День за днём из года в год.

21 декабря 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y6MvIKoovylEoNA0

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)