Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Хлебников. Аритимия.

Художественный смысл.

Хлебников “думает” (потому в кавычках, что подсознанием “думает”), что Россия спасается чудесным образом раз за разом потому, что Бог её спасает.

 

Хорошо, когда ничего не понятно.

 

Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать.

Борис Хлебников

Хлебников православие в качестве значимого фактора не рассматривает вообще (и этим выдает в себе все того же благодушного, нерасторопного, классического интеллигента).

Шадронов

…желание бунта “абсолютно разлито во времени”, отмечает Хлебников: “У нас агрессия – это часть жизни”. Основной исток его творчества.

Рашит Ахметов

Я посмотрел фильм “Аритмия” (2017) и, наконец, - так редко теперь я на такие фильмы натыкаюсь, - ничего не понял. И вот делаю эксперимент – начинаю писать до того, как мне что-то шепнёт, что надо начинать – получится в процессе писания.

Что, по-моему, должно получиться? – То, что я пойму, что хотел сказать автор или – так только я ставлю вопрос – каким подсознательным идеалом движим был художник, когда вот это творил.

С последним – беда. И даже не в том, что подсознательное – муть недоказуемая много кому. Это меня не смущает. Мне важно, чтоб я чуял свою правоту. Беда в том, что у меня выработался набор типов идеалов, которых на всю историю человеческую всего-навсего несколько. И я каждый раз должен именно из них что-то иметь в виду, чтоб хотя бы подозревать. А с “Аритмией” я не могу даже начать подозревать. – В совершенной растерянности.

И я сделал вот что.

Идеал для меня – штука много что определяющая. И нравственность, и любовь… Что если и политические предпочтения? А в Википедии пишут об общественной позиции известных людей. Я посмотрел – "В марте 2014 года подписал письмо российского “Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений” своим коллегам с Украины, осуждающее российскую военную интервенцию на Украину”. Открыл это письмо. Оно – в ответ на письмо украинских кинодеятелей. Открыл его. То от 5 марта 2014 года. А там… Уши вянут…

Прошло 4 года. Можно сравнить их слова с делами на Украине.

"И уж совершеннейшей неправдой является утверждение об ущемлении и даже преследованиях русскоязычных людей” (http://kinosoyuz.com/news/?pub=2282).

А ведь ещё 23 февраля (меньше чем за 2 недели до 5 марта) Верховная Рада какой закон приняла? – Отменила закон о статусе русского языка от 2012 (по которому русский имел статус регионального в 13 из 27 административно-территориальных единиц Украины).

Хорошо, 5 марта он был ещё не подписан президентом.

Но какой закон об образовании принят в 2017-м, в год выпуска фильма? – Такой, что его оспорила даже Венецианская комиссия, и осудили Венгрия, Румыния и Польша.

А про ""фашиствующих молодчиков” и “воинствующих националистов”” (Там же) теперь, после сжигания 48 человек в Одессе 2 мая, после батальонов типа “Айдар” и после 10.000 погибших на Донбассе, можно уже признать российскую правду?

Я уверен, что теперь автор “Аритмии” (2017) бумагу, поддерживающую письмо кинематографистов Украины, не подписал бы. Да и они б такое письмо теперь не написали бы.

Сужу по этой “Аритмии”.

 

В частности, не подписал бы Хлебников ещё и потому, думается, что ему теперь должно быть видно, что Украина – пропадает, а Россия – нет.

В общем, старая история… Оттого, что я стал писать статью о фильме Б. Хлебникова, что-то в моей душе активизировалось, и я определился с подозрением, к какому типу идеала мне “Аритмию” отнести – к идеалу трагического героизма.

Я, правда, не тогда определился с подозрением, когда писал то, что вы видите выше большого пробела, – “в этом” пробеле я определился. – Что я делал? – Я искал какого-то намёка на православие Хлебникова. Поиски мои отразились в эпиграфах. Я ничего не нашёл, но в подозрении утвердился: раз нет православия в сознании Хоебникова, значит оно есть в его подсознании, в том самом патриотизме, о котором нужно молчать даже во внутренней речи.

И вот смею огласить конкретику.

Хлебников “думает” (потому в кавычках, что подсознанием “думает”), что Россия спасается чудесным образом раз за разом потому, что Бог её спасает.

Это раз за разом, - исторически подразумеваемое как Смутное время, две революции ХХ века (1917 и 1991) и Великая Отечественная война, - образно означено, - подсознанием, - как отдельные случаи по спасению людей от смерти бригадой скорой помощи, состоящей из Олега, фельдшера и водителя. (Один случай опоздания – не в счёт; вина там не на бригаде, а на бесчеловечной организации труда.)

Совершенно из ряда вон выходящие меры приходится принимать. – Дать сосать пулю под видом немецкого-де средства (женщина изводила, наверно, мнительностью – часто вызывала скорую помощь)… Очень сильно (аж испугал) пришлось толкнуть дочку больной плюс пригрозить пришлось, что и хуже будет, если та продолжит мешать, ибо мать умрёт, если её не забрать на переливание крови (те обе были в какой-то секте, и им нельзя-де делать переливание крови)… Скальпелем разрезал не раздевая тело девочки, наступившей на оборванный высоковольтный провод (играли роль секунды и как-то кровопускание спасало)… – Так это врач. А водитель! Два раза смог вырваться из автомобильной пробки. Один раз – по тротуару, второй раз фельдшер (с мегафоном, что ли?) сумел уговорить нескольких автомобилистов подвинуться вправо, и получился проезд. Это финал фильма. А на эти случаи наложен сюжет двух полных циклов непонятного отчуждения-притяжения между мужем, этим Олегом, и его женой Катей. И всё вместе наложено на фабулу усугубляющейся бесчеловечности режима работы врачей скорой помощи.

В общем, чудо, что хороший конец. Как чудо некое, что Россия – пока по крайней мере – выдержала это внешнее давление, которое началось с переворотом на Украине. Премьер министр ведь сказал – может, не врал – что СССР бы такого внешнего давления не выдержал (имея в виду, что СССР-то пал из-за себя).

 

Хочется закончить ссылкой-оправданием, что я не натянул:

"…реалистичные истории предпочитают выглядеть локальными и бытовыми, позволяя зрителю самому делать глобальные обобщения” (Алексей Филиппов http://tass.ru/opinions/4628887).

17 февраля 2018 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6010.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)