Хармс. Звонить — лететь. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Хармс. Звонить — лететь.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

В тартарары

Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов – суметь передать моим читателям, какие бывают не трусы – ницшеанцы. Они настолько ненавидят Этот мир с его порядком и, в частности, с наличием смерти, что этой смерти не боятся, хоть в крайних контрах с её существованием для себя.

Хармса привела в такую крайность советская действительность, способная крайность внушить. Вот он и впал в подсознательное ницшеанство. Того идеал – метафизическое иномирие, принципиально недостижимое. Но творческим людям лафа – можно создать его образ, и кажется, что его достиг. Так если ТУТ – рациональность, значит то, что ТАМ, можно выразить абсурдом.

Звонить — лететь (Третья цисфинитная логика)

 

I

Вот и дом полетел.

Вот и собака полетела.

Вот и сон полетел.

Вот и мать полетела.

Вот и сад полетел.

Конь полетел.

Баня полетела.

Шар полетел.

Вот и камень полететь.

Вот и пень полететь.

Вот и миг полететь.

Вот и круг полететь.

Дом летит.

Мать летит.

Сад летит.

Часы летать.

Рука летать.

Орлы летать.

Копьё летать.

И конь летать.

И дом летать.

И точка летать.

Лоб летит.

Грудь летит.

Живот летит.

Ой, держите – ухо летит!

Ой, глядите – нос летит!

Ой, монахи, рот летит!

 

II

Дом звенит.

Вода звенит.

Камень около звенит.

Книга около звенит.

Мать, и сын, и сад звенит.

А. звенит

Б. звенит

ТО летит и ТО звенит.

Лоб звенит и летит.

Грудь звенит и летит.

Эй, монахи, рот звенит!

Эй, монахи, лоб летит!

Что лететь, но не звонить?

Звон летает и звенеть.

ТАМ летает и звонит.

Эй, монахи! Мы летать!

Эй, монахи! Мы лететь!

Мы лететь и ТАМ летать.

Эй, монахи! Мы звонить!

Мы звонить и ТАМ звенеть.

1930

Обычному ж человеку не придёт в голову, что поэт в виде испытания сокровенного может взять и написать что-то вроде таблицы склонения и спряжения. Абсурдом выглядит. Для самого автора – тоже, получается. Только со знаком плюс, а не минус, как для обычных.

А почему плюс?

"Что бы ни значила хармсовская “цисфинитность”, она, бесспорно, противопоставлена финитности” (https://rvb.ru/philologica/05/05dobricyn.htm).

А что такое финитность?

Это Этот мир, плохой, потому что в нём есть смерть и вообще ничего не вечно*.

То ли дело иномирие. Там вечность есть неизменность.

Вот и получается плюс.

27 сентября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/YzMy_7WmYwPD3a_O

*- А почему "смерть и ничего вечного"?

Гораздо страшнее: "смерти нет, а вечные муки есть".

- Это есть истина для христианина. Но ницшеанцы – враги христианства. Их истины не признают существующими.

27.09.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)