С. Воложин.

Хайт, Хазанов. Пародия на Высоцкого.

Иносказательный смысл.

Здравый смысл подсказывал, что раз Высоцкий так требователен к пассивному народу, так “на него” кричит, то надо сыграть на тяге народа понимать упрощённо и выпятить интенцию Высоцкого до наоборот – представить его ненавистником народа.

 

Хайт и Хазанов.

Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд.

Вообще-то Высоцкому здорово не повезло: его считали песенным борцом с тоталитаризмом во имя либерализма, тогда как он был за оздоровление социализма самоуправлением, что приближать должно было к коммунизму (при коммунизме государство, считалось, отомрёт; но если, - пусть сдуру, - Хрущёв заикался было о построении коммунизма к 1980-му году, то имел он в виду только материальную сторону, - типа “перегнать США по потреблению мяса и молока на душу населения”), - и пусть сдуру, но никто и никогда сверху не помышлял передавать управленческие функции вниз). Так Высоцкий в этой связи к кому имел претензии? К власти? – Нет! К народу. Ибо у народа тяга к самоуправлению естественна, и это ему бы быть инициатором в отмирании государства. Тогда как государству естественно самосохранение, и нечего-де на него пенять, что оно не самоуничтожается помаленьку. И поскольку население вело себя совсем не так, как хотелось бы Высоцкому, то он рвал и метал, исполняя свои песни, чтоб народ образумить, наконец. Он был левый диссидент. И это мало кто понимал.

Но Высоцкий больше не отчаивался, чем отчаивался. Почему? – Потому что всё же верил в народ. И надеялся, что он чуть не в одиночку сможет его разбудить своими песнями от спячки, в которую тот впал из-за утвердившегося за многие годы тоталитаризма. Народ подсознанием Высоцкого понимал, любил, но продолжал идти по пути наименьшего сопротивления, на который толкала его не ведающая, что творит, власть. Путь этот был – общество потребления. И вёл он в капитализм.

Ничего у Высоцкого год за годом не получалось. Но он (из-за любви и веры в последнем итоге) не отступался от надежды. Давал как можно больше концертов. И на каждом (на каждом!) пел с такой самоотдачей, будто поёт в последний раз. (По большому счёту оттого и умер: слишком возбуждался, а чтоб успокаиваться – надо пить, чтоб не пить – надо колоться; и – смерть; не выдержало сердце.)

Так, несмотря на почти сплошное непонимание и на превратное понимание, была всё же опасность, что кто-то может понять Высоцкого адекватно, и это станет широко известно.

Естественно, правым диссидентам было выгодно что-то предпринять против.

Что?

Здравый смысл подсказывал, что раз Высоцкий так требователен к пассивному народу, так “на него” кричит, то надо сыграть на тяге народа понимать упрощённо и выпятить интенцию Высоцкого до наоборот – представить его ненавистником народа.

Каждый спрос рождает предложение. И – родилась пародия на Высоцкого:

“В 1978 г. Г.Хазанов выпустил спектакль “Мелочи жизни”. Второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (авт. А.Хайт) на А.Пугачёву, Л.Лещенко, А.Райкина, Б.Окуджаву и других известных людей, исполнявшихся как бы от имени различных персонажей из повести-сказки А.Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”. В.Высоцкому досталась “роль” Черепахи Тортиллы:

 

Я в болоте живу,

Ем сплошную траву,

Я под панцирем прячусь от страха.

Вот уже триста лет

Счастья в жизни мне нет,

Я - озлобленная черепаха.

Ненавижу людей,

Люди хуже зверей,

Презираю жестокость с пелёнок.

Не забуду, ей-ей,

Как из мамы моей

Понаделали, гады, гребёнок.

Помню, мама пела мне, такая ласковая:

“Черепашка моя, скалолазка моя...”

Засосало меня,

Я живу, всё кляня,

Просто белого света не вижу.

Я не вижу семью,

Я в болоте гнию,

А жена загнивает в Париже..

Ищут пусть под водой

Люди ключ золотой,

Баламутят болотную тину.

Но, плюю я на вас,

Карабас-Барабас,

Ключ отдам одному Буратино!.”

(http://culturology.ru/forum/viewtopic.php?id=537&p=13). Слушать тут.

Конечно, всё было не так политично, как я выставил, но глубоко собака зарыта была именно в идеологии. Причём – в подсознательной идеологии. Иначе, зачем бы мне было браться объяснять.

Что может подтвердить это моё глубокое копание? – Думаю, мера преуспевания Хайта и Хазанова после реставрации капитализма. Если преуспели, значит, я прав.

Смотрим.

Аркадий Хайт.

Лауреат премии “Ника” (1991) за сценарий фильма Георгия Данелия "Паспорт". Было время в 1980-х годах, когда в Москве шли сразу три сольных программы Аркадия Хайта: в исполнении Винокура, Хазанова и Петросяна. (Это те, кто превратил эстраду в шоу-бизнес с огромными доходами.) Он скопил какие-то деньги, он очень хорошо работал, обеспеченно жил, у него была хорошая квартира на Тишинке, и вдруг этот дефолт… И он остался без денег. Главное – лейкемия. Умер в 2000-м. – Не повезло. А то б – всё было о'кэй.

Хазанов.

С 1997 года возглавляет московский Театр Эстрады. 4 ордена, 1 госпремия, фильмография – 12 фильмов и т.д. – Полный успех.

12 апреля 2013 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/143.html#143

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)