Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Григораш. Лучи над Карадагом.

Художественный смысл.

Романтизм.

 

В чём сходство между художественной фотографией и живописью.

Вот фото.

Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”.

Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”.

Говорят они, как незначителен человек. В пейзаже, на планете, в мире. Как в некоторых картинах романтиков.

Фридрих. Восход луны над морем. 1822.

Это – образы. Что-то (незначительность человеческая) выражено чем-то (малозаметностью, малой величиной людей).

Такое переживание, в общем-то, не обладает новизной. И его усиление есть обязанность произведений прикладного искусства (о, в общем, знаемом).

А есть более сложно устроенный романтизм - когда выражается бегство человека из – минимум – неуютности этого мира (ещё мало, что он несоразмерно больше, чем человек), бегство из внешней объективной жизни в прекрасную внутреннюю жизнь. И выражает это художник прибавлением странности к красоте.

Лессинг. Романтический пейзаж.

Тут тоже изображение в контражуре, против света, тень которого вообще-то съедает планы, превращая их в один, максимум в два. А тут – странность: их шесть! Да ещё плюс такая редкость, в общем, как лучи из-за… разве облака?

Смысл такой: солипсизм! В мире есть только Мои Ощущения! Всё. Всё остальное – за ними. Я – царь мира. (Внутреннего.)

Такой идеал, - когда он впервые возник (от колоссального разочарования в Разуме и Просвещении, заливших Европу морями крови в Великую Французскую революцию и при наполеоновских войнах), - вполне мыслимо думать, что возник он в подсознании романтиков, а не в сознании их. Что рука Лессинга – можно думать – рисуя неизвестно откуда идущие лучи (да и проявляя такую массу планов), не сознанию подчинялась, а вдохновению, которому плевать на рациональность.

И вот художник 200 лет спустя…

Григораш. Лучи над Карадагом.

Та же красота плюс странность. (Даты, жаль, нет. Есть в интернете 2012 – дата постановки в сайт.) 10 планов, лучи, не ясно откуда… Дух захватывает. Особенно, если сам там был и узнаёшь… И вспоминаешь, что там было…

И теперь вопрос: можно ли через 200 после появления романтизма думать, что нынешнее повторение его это не эпигонство? А уж что нет тут подсознательного идеала, можно голову дать на отрез.

И ведь я ж воспринял теорию Шмита о повторяемости идеостилей в веках.

2012 – это за два года трагедии 2014-го. Горечь, что случилось с Украиной (нацификация понемногу {присвоение Бандере звания героя Украины в 2010 году, призывы, "В 1995 г. инструкторы УНСО в тайных военных лагерях, расположенных в крымских горах, обучали татарскую молодежь”}), разве может быть приравнена к разочарованию в Разуме и Просвещении в начале 19 столетия?

Может, романтизм – это "культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет” (Андрей Зорин. https://arzamas.academy/materials/2224). По сей день. Может, это бешено новое во всём везде и всюду нас страшит, как утративших детство недавних детей? Инфантилизм такой?..

Григораш, вон (каким-то круглым горизонтом), передал ощущение земного шара под ногами – такая мощь солипсизма. Переплюнул старых романтиков.

Или можно думать, что это такое приспособленчество: люди, в общем, консервативны и им нравится прошлое? И надо их гладить по шерсти. Они будут твои картины покупать, а ты – хорошо жить…

Как массовое фотографирование телефонами всего мало-мальски красивого.

И тогда художественная фотография и живопись не отличаются?

8 июля 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/v-chem-shodstvo-mejdu-hudojestvennoi-fotografiei-i-jivopisiu-60e703deef6b87220149af79

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)