Гоголь 1835 – Грин 1917 – шестидесятники ХХ века.
Судьбы виртуальные неисповедимы. Поэтому перепишу-ка я нижеследующее, раз оно принципиально важно для моей страницы, на мой сайт.
Я только “е” меняю на “ё”.
Закаливание характера
Друзья! Все мы учимся в ВУЗе. В его стенах мы должны стать хорошими специалистами, этому учат нас преподаватели на лекциях и практических занятиях, этому учат нас множество учебников и пособий.
Но перед нами стоит ещё одна цель, может важнее той, которую мы выбрали со специальностью. О ней не написано ничего ни в одном учебном плане, но экзамен на неё жизнь заставляет сдавать нас каждый день, каждую минуту. Это экзамен на звание человека. Человека с большой буквы.
Может, ни в каком клубе не читается такой предмет, который бы научил нас сразу любить свою Родину, быть верным в дружбе, честным и отважным, мужественным и смелым, потому что, в общем, такого предмета нет. Ни один трактат не научит вас ненавидеть мещанство, остерегаться вульгарности, побеждать эгоизм и корыстолюбие, если сам человек не способен искоренить эти недостатки.
Мы создали свой турклуб "Романтик" именно для того, чтоб помочь самим себе и нашим товарищам искоренить всё то, что мешает ещё некоторым людям носить великое звание человека.
Мы не просто романтические "бродяги", которые идут в путешествие за экзотикой с рюкзаками за плечами. В каждый свой поход мы стремимся вложить глубокий смысл, главная цель которого – сплочение людского духа.
Идите, товарищи, в тяжёлые совместные походы, где ждёт вас опасность, где научитесь вы мужеству, взаимопомощи, где обретёте вы настоящих друзей.
Друзья! Через несколько лет вы закончите институт. Так поспешите ещё в его стенах стать настоящими туристами.
Будьте твёрдыми, но не твердокаменными.
Будьте добрыми, но не добренькими.
Будьте умными, но не умниками.
Весёлыми, но не насмешливыми.
Прямыми, а не прямолинейными.
Суровыми, но не деспотичными.
Настырными, но не упёртыми.
Поздравляем вас с туристским политехническим летом и желаем интересных и хороших походов!
Председатель турклуба "Романтик"
Евгений Вопилкин
1967 год
*
Заодно перепишу-ка я сюда и похожую выдержку из письма Кашенцова, председателя турклуба в 1965 году, Наталии Гойхман от 3 марта 1968 г. Хоть он уже к этому моменту и закончил политех и, следовательно, уже не член клуба.
… я много думал над всеми нашими мечтами и неумолимой действительностью.
Вот некоторые соображения: Наша основная мечта – быть всегда вместе: ходить, думать, мечтать – это не бред, а реальность.
В нас заложено то основное, что необходимо для этого, но мы очень слабы в борьбе с Бытом. Это очень многих погубило. Вспомним сколько было хороших парней и девчёнок, а где они сейчас – их забрал “Быт”!
И это не удивительно! Ведь Быт не изменился со дня существования общества и семьи. Мы не имеем (почти) примеров правильного решения вопросов быта.
А учитывая, что это неизбежность – мы стоим перед повторением вековых традиций.
Мы будем сопротивляться, искать, но в одиночку мы всё равно туда сойдём, только с шишками и синяками.
Почему мы так любили и любим походы!? Мне хотелось бы остановиться на детали, которую мы очень чувствовали натурой, но не умом.
Ведь основная из прелестей походов – это то, что и после костра мы будем вместе, и завтра вместе и ещё таких счастливых 20-30 дней и какая печаль, когда мы вставали перед расставанием… А как трудно было расставаться после наших вечеров – а почему. – Нас ждал за дверью “Быт” он хватал своими цепкими и скучными руками и душил в нас всё хорошее и мужественное.
Тут только одно может выстоять – непреклонная организованность мечтателей, создающая традиции.
Возможно что сухо, но это так.
В письме это трудно и долго объяснять.
Я уже давно вынашиваю план нашей организации…
Теперь необходима встреча и обсуждение…
Виктор.
Собственно, намечается альтернатива устройству так называемого социалистического, а на самом деле мещанского, общества, где первичной ячейкой является семья. И альтернатива эта – коммуна. Не с общностью жён, а с общностью хозяйства, быта* – ради строительства неиерархического общества. Что-то вроде, - вспоминая 200-летие Гоголя, - мечты великого писателя в опубликованном в 1835 году сборнике “Миргород”, как реакции его на николаевскую реакцию в России и вообще на иерархический современный ему мир, в том числе и капиталистическую Европу. “Идеал Гоголя, вероятно, б ы л некогда осуществлён (в Сечи запорожцев) и может быть вновь осуществлён (для этого и пишет Гоголь); основанием, свидетельством этого, является то, что идеал этот заключён в народном сознании, в душе, в складе мечты и песни народа, а ведь эта мечта и песня – факт народной жизни” (Гуковский).
Фактом народной жизни является и наличие таких людей, как Евгений Вопилкин, Виктор Кашенцов и Наталия Гойхман, наличие туристских песен и самого клуба “Романтик”. Вот только переназвали бы они его в “Гринантик”. Ибо и Гоголь и Грин писали-то – объективно – утопии, но думали, что дают современности “принципиально обоснованное изображение нормы человеческого духа, притом нормы, объективно достижимой” (Гуковский). Тарас Бульба смёл горшки жены и ушёл в Сечь, что-то подобное в принципе под силу и его портретному повторению в николаевское время, Ивану Никифоровичу Довгочхуну (не зря оба миргородцы и поставлены Гоголем в параллель), и не то же ли делали туристы, уходя в “тяжёлые совместные походы”? А устроив “организацию мечтателей”, что им мещанство и без походов, если “кто-нибудь жарил на всех картошку”.
*
- Ошибка. Простительная Кашенцову, писавшему в 60-е годы, но не простительная мне, написавшему вышеперечисленное в первом десятилетии XXI века, когда, оказывается, давно есть экономическая теория свободных денег, похоже, лучше марксовой приводящая к чему-то вроде коммунизма: “Идея же полной замены национальных валют свободными деньгами возникла гораздо позже — в период окончательного отлета денежной фантазии от реальности товаров и услуг (в начале 80-х годов прошлого века)” (http://bankvremeni.ucoz.ru/publ/bank_vremeni/teorija/silvio_gezzel/3-1-0-1).