Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Гоголь. Шинель.

Художественный смысл.

Тем ценна Гоголю придуманная ограниченность, что он чувствовал себя чуть не боговдохновенным на духовное спасение людей. Собственная неограниченность.

Николай Васильевич Гоголь

Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления этого произведения на свет. Истина там чаще всего банальна. Ценность в том, как хорошо он ее помимо воли и сознания читателя до читателя донес (в том числе неведомо для самого себя и насчет "что", и насчет "как").

Будучи произнесенным, это уже само по себе несколько оскорбляет людей. И самого писателя тоже. И вводит в стеснение и критика. Он, получается, умнее всех. Поэтому толкование часто принято считать дурным тоном. В том числе и критиками принято. И – они прячут свои высказывания о художественном смысле имярек среди анализа элементов в каком-нибудь придаточном предложении где-то в середине абзаца и статьи.

Так и поступил Эйхенбаум в своей работе "Как сделана "Шинель" Гоголя" (1919).

Вот это место:

"…обычные соотношения и связи (психологические и логические) оказываются в этом заново построенном мире недействительными… был ценен именно этот фантастически ограниченный, замкнутый состав дум, чувств и желаний" (http://philologos.narod.ru/classics/eihshinel.htm#ww23).

Тем ценна Гоголю придуманная ограниченность, что он чувствовал себя чуть не боговдохновенным на духовное спасение людей. Собственная неограниченность… (Он был в некотором роде сумасшедшим, что нередко с гениями.)

"Шинель" была написана в 1839 году, и всякие борцы с николаевской реакцией (а потом и следующие борцы) ухватились за один элемент в ней (сентиментально-мелодраматическую декламацию). Даже сказал кто-то, что вся последующая русская литература выросла из "Шинели". Тогда как сам Гоголь постепенно почти совсем сошел с ума на своих религиозных мечтаниях. (Правда, ему хватило ума сжечь продолжение "Мертвых душ".) А мы, большинство, так и живем, одураченные, с извращенным для нас в школе Гоголем.

Чудо, правда, что ранг гения за ним закреплен.

На материале не нашедших широкого признания в русской литературе и обществе авторов "Русского переплета", пусть и победивших в нем других в тот или иной год, и опираясь на мою, безвестного, с миру по нитке собравшего собственную теорию и историю искусства, нельзя всем доказать правоту свою в общем и в частностях. Поэтому я и обратился аж к "Шинели" и аж к Эйхенбауму. – Капля за каплей и камень точит…

30 ноября 2006 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/18.html#18

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)