Глебова. Борисоглебский переулок. Гоголевский бульвар. Люди на снегу. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Глебова. Борисоглебский переулок. Гоголевский бульвар. Люди на снегу.

Художественный смысл.

Идеал мещанской жизни.

 

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска какого-то недопонимания, если художник хороший. Сама она говорит про прелесть провинции внутри Москвы.

Глебова. Борисоглебский переулок. 2003.

Голос умиления. Так что: без голоса корявостью живописи надо выражать умиление?

В доме справа окна этажа, что под верхним, даны с нарушением перспективы. Нет сходимости линий окон и на уходящей от нас стене дома, что в центре картины. И нарочито неаккуратно нарисованы большинство окон. Неизящно и дерево и не только в силу естества своего, корявого. И как всё смазано, нерезко! И какой монстр эта бабушка в шубе. И припаркованная на тротуаре легковая совсем без блеска, присущего ей в натуре, изображена. – Неужели вся эта халатность должна уравновеситься старинностью дома, что главный тут? – Как-то не думается. Он внутри со старинной же планировкой, неудобной (мало принято в России, оставляя фасады, делать внутри современную перепланировку). Так что и эта старинность подана с плохой стороны. И какой кривой и узкий этот переулок!

Вот это место на Яндекс-карте ныне, спустя 17 лет:

Тут видно, что это столица. Я как-то не думаю, что за прошедшие годы всё радикально изменилось. А Глебова – нас просто дурит. Стилизует под анти-Добужинского, выражавшего уходящую старинную "душу города, “томительную и горькую поэзию” непарадного Петербурга.” (https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43734839788/Mstislav-Dobuzhinskiy-na-moih-glazah-Peterburg-umiral-smertyu-ne).

А может, не дурит, а настаивает, что семейный дух Москвы не меняется?

Я его почувствовал 1957-м на всемирном фестивале.

Знакомый товарища поселил меня к своему знакомому. Тот, не стесняясь, дал понять мне, что он недоволен таким стеснением. И я решил только приходить спать. И немедленно приступил к исполнению. Был вечер. Я вышел во двор и сел на скамейку у выхода на улицу. (То был Цветной бульвар против цирка.) Первое чудо было, что облака оказались жёлтыми – от электрического света на земле. Но рассматривал их я не долго. Ко мне подошёл милиционер и спросил, чего я на небе ищу. Я ответил, что меня удивляет желтизна облаков, что я из маленького города и никогда такого не видел. Он попросил показать паспорт. Я показал. (На меня кто-то бдительный успел наклепать, что сидит-де подозрительный чужой.) Милиционер спросил, чего я тут сижу, а не иду домой. Я честно рассказал, к какому сердитому хозяину меня поселили, и что я жду, когда он с женой ляжет спать, тогда я приду и тоже лягу. “Как зовут хозяина?” – Я ответил. Всё было правильно. Милиционер мне посочувствовал и оставил сидеть на скамейке. Отнёсся как к своему. И дальше две недели пошёл сплошной позитив, какой бы мизер это ни был.

Последнее посещение Москвы, в 2001-м, помнится неприятностью. К нам на улице прицепился какой-то хулиган. У него чесались кулаки. Мы как-то отговорились. Но предстояло возвращение. И плохо, что все двери в домах с домофонами – не заскочишь, если будешь удирать. – Обошлось. Хулиган больше не появился, но осадок остался. – Или это тоже некое свойское общение?

Ну хорошо, Глебова стилизует. Так не потому ли я чувствую что-то, что стилизация ей удалась. Но что ж меня как-то беспокоит? Как недопонятность…

Наверно, то меня беспокоит, что я не привык, чтоб позитив выражали негативом. Перечитайте, сколько бяк я перечислил несколькими абзацами выше.

Вот её слова:

"Мне все красиво. И то, что я есть, и то, что есть во мне и то, что меня окружает. Я радуюсь! Воистину всякое дыхание да хвалит Господа!” (http://gallerynazarov.ru/autor/id/31).

Может, это импрессионизм такой? Формула ж его идеостиля: хвала абы какой жизни.

Правда, хвала у импрессионистов обеспечивается световым восторгом. Он такой силы, что искорёжить натуру можно очень, а впечатление хвалы всё равно останется.

Но у Глебовой нет светового восторга.

Чем же у неё умиление обеспечено?

Может, духу свойскости, семейственности, халатности как раз халатность исполнения и есть то, что собой адекватно выражает умиление?.. (И тот милиционер, и тот хулиган, глядя из временного далёка – всё – своё… и хорошо…)

Глебова. Гоголевский бульвар. 2003.

Ну откуда в Москве на Гоголевском бульваре такое деревенское захолустье? – Я что-то не видел… Она сама, пишет, не видела, пока не увидела.

Ну и поизменила она, конечно, ого сколько.

Но главное – это притворство под детский рисунок. Изогнутые деревья – одинаково изогнуты. Арки выполнены коряво. Окна – не в ряд. Фигуры людей – диспропорциональны.

Глебова. Люди на снегу. 2013.

А тут не просто люди на снегу, а как в Москве утром не дают понежиться в постели и подремать утром, потому что фанерной лопатой сгребают снег. Самой Глебовой слова. Она словами акцентирует нехорошее, а тоном – хорошее.

Так изображением нехорошее выражено чуть не крайней неаккуратностью кисти, тем, что лица, собственно, как бы лень было прописать, руки, обувь.

А в чём любовь ко всему этому, родному?

Как-то ускользает… Но есть. И – тоска, что всё так сложно, что не даётся постижению.

.

Явный признак подсознательности идеала простейшей, мещаннейшей жизни.

.

А ведь говорят иные, что это – путь к самоликвидации России. Что Россия может быть или великой, или не быть. А какое ж величие в мещанской жизни? – Никакого. Для того и национальная идея в конституцию не вписана – чтоб подвести основу под самоликвидацию России.

.

Но какая сладкая тоска – глядеть на недопонятные картины…

17 октября 2021 г.

Натания. Воложин.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/vechnaia-toska-o-hudojnice-glebovoi-616c1906b167fc4ead41460c

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)