С. Воложин

Герчиков. Заполярный вальс.

Прикладной смысл.

Удовлетворить социальный заказ на выражение итогового преобладания Добра над Злом не в силу хорошего – в итоге – капитализма, а какой-то ему альтернативы.

 

"…плохая попытка поставить "советское" кино”

Это слова из одного отклика на сериал “Заполярный вальс” (2023) Герчикова. Аж завидно, что я теперь буду не первый, кто станет писать про “советское”.

Оно мне нравится. За просоветскость.

Диву даюсь на себя… Как я устал, оказывается, от этого капитализма. В котором, между прочим, практически не живу. Как, правда, и при лжесоциализме я в какой-то мере, можно сказать, не жил. Я жил и живу – только не смейтесь – в коммунизме. Мне так мало надо (так воспитан), что обществу ничего не стоит обеспечивать мою жизнь по разумным потребностям. Это – из формулы коммунизма. И жена моя, пока жила, была такая же. До замужества так точно жила, если и не в коммунизме, то в ежедневной борьбе за него. Именно за него. Борьба была – против излишнего внимания к комфорту. С ним, излишним вниманием, она считала, к коммунизму не придём (и оказалась права). И для борьбы каждого с собой (против излишеств) она считала хорошим тренингом очень трудные туристические походы и даже альпинизм. Она и за меня долго не хотела замуж идти, потому что я был противотуристический, так сказать, человек. (Раз под её руководством пошёл, - и не в трудный поход, - так пришлось сняться с маршрута, так как у меня на третий день нестерпимо заболело колено, видимо, от перенапряжения.) Она же мечтала выйти за такого, с кем она б обошла, красно говоря, всю планету, причём с риском для жизни. С полётом была девушка.

Как врач Алёна Белькова из фильма.

Я 6 серий посмотрел – она раз за разом поступает из ряда вон, как профессионал. (Это как в трудном походе спастись от смерти в очередной раз. Даже в моём походе-попытке было похожее. Она, моя любимая, рискнула и решила провести группу по тропе, возле входа на которую на столбе была надпись, что далее тропа обвалена. Преодолев это место, слепо отдавшись словесным указания её, спереди, уже прошедшей обвал, и одного, сзади, опытного, оказавшегося в группе, я потом – из-за адреналина – до вечера ходил как бы не доставая ступнями земли на несколько сантиметров, парил.) В 6-й серии Алёна, приглашённая Егором, её бывшим женихом, ему ассистировать на операции, догадалась, чего оперируемый пациент вдруг, во время операции, впал в афилактический шок. Не догадайся она – оперируемый бы умер через несколько минут прямо на столе. И подобное – в каждой серии. Алёна замечает её как врача, казалось бы, не касающееся, и… Получается спасение человека от более или менее скорой смерти. Так, послав Егору, как отличному диагносту, - кроме того, что он отличный хирург, - анализы пацана, у которого, казалось бы, просто цыпки на руках, она предотвращает вспышку эпидемии туберкулеза в Мурманской области. Феерия! Из, вроде бы, избыточной внимательности к пациенту – героические результаты. (Как сказать мне, не видящему из-за выступа скалы, что дальше, если нащупать, есть камень, за который могут уцепиться пальцы левой руки, и… в результате я не сорвался.)

Что-то вроде сверхчеловеков, только без высокомерия. Лишь радость от профессиональной удачи.

Там соответственно с первой секунды то и дело идёт музыка наподобие песни “Есть только миг между прошлым и будущим, и только он называется жизнь” из кино “Земля Санникова”… А я, помню, когда-то очень скептически относился к этой песне. И, что самое отрадное, через много-много лет прочёл разгромную статью, в частности, об этих стихах и вообще об оптимистичной советской эстраде.

Надо же… А теперь я рад оптимистичному как бы советскому фильму… Никаких тут драм-драчек денежных или криминальных воротил и золушек с хэппи эндом, ненавистным (дескать, капитализм – самый лучший строй), никаких стрелялок с тем же концом и выводом. – У каждого на своей работе, есть, мол, место подвигам. И, соответственно, у одного, другого и т.д. самые высокие чувства. Та же Алёна, невеста Егора, почувствовала ЧТО-ТО, испугавшаяся в вертолёте смерти из-за начавшейся пурги (какая жуть – эти съёмки снежных хлопьев летящих из черноты на фары и лобовое стекло непонятно куда летящего вертолёта), - испугавшаяся и спасённая, получается, вертолетчиком Мишей… Это потом оказалось любовью к Мише. Но заслуга Алёны как глубокого человека, что она послушалась этого мини ЧЕГО-ТО, и отказалась от жениха и жизни в Петербурге. Ради настоящей жизни на севере. И настоящесть той жизни ежесерийно раскрывается в подробностях. Не ля-ля это.

А Миша. Ошибшийся и не знающий, что Алёна потому поцеловала Егора, бывшего жениха, что он позвал её ассистировать ему в сложнейшей операции… Решивший порвать с Алёной без разговора… И, казалось бы, со злости (или чего), ждёшь, согласящийся лишить Наташу девственности по её просьбе (а вдруг-де она умрёт из-за миомы и так и не узнает, что это такое)… И – нет. Он благороден. Только не это.

Типичное для советских фильмов превалирование хороших людей над плохими.

То, что мне казалось картонной жвачкой 50 лет назад.

А теперь – душа отдыхает. И я начинаю неосуждающе задумываться: вот-де наступило время, когда появился в обществе социальный заказ на выражение итогового преобладания Добра над Злом не в силу хорошего – в итоге – капитализма, а какой-то ему альтернативы. И я готов закрыть глаза, что это ж прикладное искусство – удовлетворять социальный заказ… Второсортное…

Господи! Да как мне не стыдно? – А мне не стыдно. И я с полной самоотдачей смотрю этот сериал…

В кои веки – смотрю такую презренную вещь, как сериал.

Неужели на меня влияет, что я вообще всё своё писание об искусстве решил считать искуплением вины перед обманутой, получается, мною женой (я ТОГДА не писал ничего)… Она ж за меня пошла всё же ещё и потому, что я обещал, что поженимся и завербуемся на работу на севера. Обещал и не выполнил. И поломал ей жизнь. Эгоист. И только прикрытие, вот, придумал, что мои писания способны кого-то подготовить к жизни при коммунизме, когда жизнь эта (работать будут роботы и искусственный интеллект) заключаться будет в жизни в искусстве – творцом или сотворцом, восприемником. Не просто в искусстве, а в неприкладном, тонком, говорящем ЧТО-ТО, словами невыразимое… И, дескать, для того мне не на северах бы жить, а в столицах. И раскритиковывать такие вот обманные фильмы, как “Заполярный вальс”.

А я его сегодня со сластью опять стану смотреть.

30 марта 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZCVhWOWQ9SyHw9mQ?referrer_clid=1400&&partner_user_id=[object%20Object]

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)