Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Гайдар. Сказка о Мальчише-Кибальчише…

Художественный смысл.

Им двигал подсознательный идеал анархизма.

 

Догадка.

Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, потому там, что страдал от боли в голове из-за контузии), или перечитаете её до или после прочтения этой статьи. – Итак.

Вы обратили внимание, что на месте действия нет следов центрального управления?

"Отец работает — сено косит. Брат работает — сено возит”.

И никто ими не командует. Мало того, государство поделилось с народом монополией на применение силы:

"…отец Мальчиша подошел к стене, снял винтовку, закинул сумку и надел патронташ”.

Как нынче в полунацистской Украине, оружия полно на руках у людей, сочувствующих нацистам (“Москаляку на гиляку”), считающих восставших против нацизма донечан колорадами (вредными насекомыми) и ватниками (не ориентированными на рационализм, индивидуализм и Запад, как его центр и средоточие прогресса в виде эры Потребления). – Отличие только в том, что в СССР (в месте действия сказки) в 1931 году уж 9 лет, как не было гражданской войны, а на Украине – есть.

Соответственно на защиту границы, где не ждали нападения (как в Дагестане в 1999 году не ждали нападения из Ичкерии), созывает не центральная власть, не военкомат:

"…стоит у окна всадник. Конь — вороной, сабля — светлая, папаха — серая, а звезда — красная.

—Эй, вставайте! — крикнул всадник. — Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин”.

А что такое "папаха”?

"Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема” (Википедия).

Значит, человек в папахе не военный.

Знаменательно происхождение самого слова Кибальчиш. Гайдар услышал его от одного исследователя старины на Кавказе. Там-де тысячи лет назад жило племя так называвшихся низкорослых людей, не выше 120 сантиметров. – Понимай, какое разнообразие было. Какая особенность у кого, тот её и сохраняет. Самобытно. Не то, что буржуазность, утилитаризм (да и лжесоциализм), убивающие уникальность.

Теперь – эта форма былинного сказа… Специальные слова: "жил да был”. Троичность: "где рожь росла, где гречиха цвела, где среди густых садов...”, "Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни…”. Постоянные места: "…не засыпается. Вдруг слышит он на улице топот, у окон — стук”, “Лег он к ночи спать. Вдруг слышит он на улице топот, у окошка — стук”. Параллелизмы: "Отец работает — сено косит. Брат работает — сено возит”, “то ли что-то гремит, то ли что-то стучит”. Словесные повторы: "дальние-дальние”, “громко-громко”, “мальчиши-малыши”. Гиперболы: "Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари”. Антитезы: "я жизнь круто прожил, и пожить за меня спокойно, видно, тебе”, “Было полбеды, а теперь кругом беда”.

Вспоминается фольклор. А это – самодеятельность народа.

То есть мы во многом тут имеем дело с самоуправлением. Тем, что мыслилось наступящим лишь при коммунизме. Ну, разве что, социализм тут, в сказке, мыслится как строй обеспечивающий ежедневное увеличение самоуправления за счёт государства с перспективой полного вытеснения государства из управления. А пока государству отдана функция защиты от внешней агрессии. Беда лишь в том, что "Пришла беда, откуда не ждали… [и надо] звать на помощь далекую Красную Армию”. Далёкую. И у отца ружьё на стене – против местной бунтующей мелочи. Как у майдановцев против одесских антимайдановцев 2 мая 2014 года. Разве что убивать из винтовки бунтующих предполагалось в сказке, а не сжигать предварительно согнанных в помещение, как в Одессе.

Изрядное самоуправление, в общем, в сказке. Какое стихийно становилось по всей России с февральской революции 1917 начиная и продолжившись до 1918, до начала гражданской войны, когда в Советской России "Существовало летом 1918 года по крайней мере 30 “правительств”… Края и губернии, в свою очередь, распадались на более мелкие административные единицы, самой важной из которых была волость…” (Ахиезер. https://culture.wikireading.ru/16776).

Строго говоря, идеалистами имелось в виду, что централизм нужен лишь для войны, а при дальнейшем мирном переходе к социализму он станет исчезать.

Фактически же – всё пошло наоборот. И это был ужас. Может, даже неосознаваемый.

"И все бы хорошо, да что-то нехорошо”.

Сказка писалась в разгар коллективизации. Которая шла с перегибами. 2 марта 1930 года Сталин даже против них выступил, но лишь для вида. Беда продолжалась. И лично гайдаровской душе спастись от неё можно было только воспоминаниями, когда централизация была безоговорочно нужна или фантазируя случаи, когда она нужна: "Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин”, “Много буржуинов, да мало наших”, “И помощь близка, да силы нету”.

Строился лжесоциализм, а не социализм. И длиться это могло только при угрозе войны (с Англией, Румынией, Польшей, потом с Японией, с Германией, а после победы над ними – с США и всем Западом). А как помирились, так СССР и рухнул.

И это предчувствовалось Гайдару и в 1931 году. И даже как бы предсказано оказалось:

"Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство”. – И предал.

И потому – трагическая сказка создалась. От недоосознавания, что им движет (а им двигал подсознательный идеал анархизма), сказка получилась героическая. Направленная больше против буржуинов, а не Плохишей. Более того, "В то время счастливая концовка в литературных произведениях, как и в сказке Гайдара о Мальчише Кибальчише почти не рассматривалась” (http://22-91.ru/statya/skazka-o-voennojj-tajjne-malchishe-kibalchishe-i-ego-tverdom-slove-arkadija-gajjdara/22.10.2014). И в силу этого произведения получались художественными, а не приспосабливающимися к суровому времени действительного ожидания войны.

Гайдара чуть не расшифровали. Спасло его от ареста в 1938 только выдвижение его Фадеевым на награждение орденом Знак Почёта.

Но анархизм был лишь в подсознании Гайдара. В сознании был лишь героизм во имя Справедливости.

Для сознания этого и отяжелена сказка выпытыванием буржуинами, в чём тайна побед Красной Армии и упорства классовой борьбы в странах капитализма. Малолетний советский ребёнок должен был сам догадаться, хотя бы из-за наводки на 1 мая День международной солидарности трудящихся всех стран ("в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют”).

Этот кусок чутко выбросил из своего эссе о Гайдаре Михаил Елизаров.

Там та же троекратность, те же параллелизмы и другие признаки былинности, но, отнесённые к централизованному Главному Буржуину и его подручным, как-то режутся с самодеятельностью и самоуправлением и кажутся чужеродными. Надуманными.

Подсознание, наверно, это улавливает и велит как-то отвергать. Например, я не думаю, что я впервые прочёл теперь эту сказку. А раз не впервые, то почему я ничегошеньки не помнил про выведывание тайны у Мальчиша-Кибальчиша? И что если теперь подсознание же мне и шепнуло, что это – странность, недопонятность и не зря.

И что если не просто эссе Елизарова, а именно это его молчание о выведывании тайны подбило меня искать, только ли в заражении сила воздействия Гайдара, заставившая меня вчера облиться слезами при чтении первой главы этого эссе.

Ну да, моё подсознание наткнулось, наверно, на выделенное и Елизаровым "все бы хорошо, да не хорошо”. На "снял винтовку”… Вооружённые геоморы, вспомнилось, где-то когда-то я читал о Древней Греции… Самостийостью повеяло… – А анархия – мой идеал стихийного шестидесятника, о чём я догадался несколько десятилетий после 60-х, вникая в песни Высоцкого… – Естественно было захотеть поискать, не найду ли я и у Гайдара след такого же подсознательного. Но что если бередило ещё и это умолчание о выведывании тайны.

Вроде, нашёл я что, неведомое самому Гайдару, им руководило.

12 июня 2019 г.

Натания. Израиль..

Впервые опубликовано по адресу

https://klauzura.ru/2019/06/dogadka/

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)