С. Воложин

Франгулян. Надгробие Ельцина. Памятники Гайдару, Бродскому.

Прикладной смысл

Ностальгически просоветское.

 

Случайно ли?

Я не помню, когда я лично по ТВ слышал от Путина общее соображение, что людей жалко. А одно и по конкретному поводу помню, по пожару в Кемерово: мол, заботимся о том, чтоб число населения росло, а тут взяли и столько сожгли.

Я это к чему? – К бесчеловечности курса Ельцина сломать страну через колено и вернуть её в капитализм.

По числу населения с учётом прежнего прироста за войну РСФСР потеряла 19,8 млн. человек, а за реставрацию капитализма – 21,6 млн.

И виноваты не только Горбачёв, но и Ельцин. И какой же памятник поставлен на могиле этому нелюдю, Ельцину?

Франгулян. Надгробие Ельцина на Новодевичьем кладбище. 2008.

Белый мрамор, голубая византийская мозаика, красный порфир.

"Скомканный российский флаг – есть в этом какой-то смысл” (Из откликов в https://www.yaplakal.com/forum2/topic1271109.html).

Ниже, чем при нём, страна падала только в Великую Смуту четыре сотни лет назад. До сих пор (2020) полностью встать с колен ещё не может.

Я б ещё добавил: и крест – по боку. А ещё: ничего, подобного человеческому – этому человеку, всем пренебрегшим для того, чтоб дорваться до власти, по сути, коллаборанту над своим народом.

Вандализма на этой могиле нет, наверно, только из-за хорошей охраны.

А много ли почтения у Франгуляна к подручному Ельцина по подчинению страны США, Егору Гайдару?

Франгулян. Памятник Егору Гайдару. 2013.

Не перекликается?

Антокольский. Мефистофель. 1883.

Или лучше – с этим?

Наделали делов, субчики.

Памятник Гайдару стоит в Москве во дворе библиотеки иностранной литературы, и двор тот отделён чугунной оградой, и ворота заперты, потому, наверно, не был осквернён.

А вот другой случай… вандализма или чего?

"24 мая бизнесмен Олег Лукьянов нанес изображение с портретом поэта на заборе между домами по улице Пестеля, 16 и 16Б — прямо напротив дома Мурузи, где в юности жил поэт и где сейчас в тестовом режиме работает Музей Иосифа Бродского… Процесс нанесения “урбан-фрески” — так Лукьянов называет свою технику — попал в прямой эфир, который велся в инстаграм-аккаунте музея, а фото картинки мгновенно разошлось по соцсетям и лентам СМИ. Яркий инфоповод в день, когда отмечается юбилей нобелевского лауреата. Само изображение — снимок фотографа Грациано Аричи 1989 года… Для Лукьянова внимание медиа — обычная история… Олег пообещал камуфлировать огромными “фресками” “безликие” брандмауэры… 26 мая, как сообщает instagram Музея Иосифа Бродского, стена уже была чисто выкрашенной в тот же колер, что школа рядом. “Теперь очевидна принадлежность стены образовательному учреждению — до инцидента она была выкрашена в тот же оранжевый цвет, что соседний бизнес-центр и как территория школы не воспринималась”… приказ о “закраске” отдала завхоз школы №189 Татьяна Михайловна, которая руководствовалась требованиями закона, а также тем, что портрет курящего человека на стене образовательного учреждения недопустим… Общественное мнение четко разделилось на огромный лагерь обвиняющих завхоза в посягательстве на “святыню” и маленькую группу скептически настроенных к китчевому стилю работ Лукьянова людей, понимающих, что стрит-арт по сути своей — нелегальная практика (хотя, строго говоря, стрит-артом творения бизнесмена не являются). Историк искусства Дмитрий Пиликин у себя в Facebook по пунктам объяснил, почему Олег Лукьянов — не художник, а грамотный маркетолог, который знал, что рисунок закрасят, а также провел юридическое разъяснение ситуации. За 18 часов публикация собрала 791 репост. Критические высказывания о качестве работы и низком художественном уровне всех инициатив Лукьянова одобрили только представители арт-сообщества. Остальные комментаторы не посчитали важным такие нюансы: “Это как раз тот случай когда тонкости и детали не важны. Наглядно показана страна завхозов. И законы пишут завхозы и за образования отвечают завхозы. Вместо Бродского в российском образовании закрашенное пятно”” (http://www.sobaka.ru/entertainment/art/109297).

Впрочем, мне кажется, что хорошее образование должно было б обеспечить открытие художественного смысла творчества Бродского. А оно, если одним словом - ницшеанство, которое само по себе очень трудно постижимо большинством. А когда оно является в виде следов подсознательного идеала автора-супериндивидуалиста в произведении в стихах, то и вообще это почти для всех тайна за семью печатями. Особенно, если большинство окружающих по менталитету коллективисты, даже несмотря на 30-летнее возвращение капитализма в Россию. Что – непостижимость большинству – мне кажется, интуитивно выразил Франгулян в своём памятнике Бродскому – плоском… барельефном, если точнее. Ненамного объёмнее, чем совсем плоские силуэты окружающих просто людей (которых с точки зрения занёсшегося ницшеанца и людьми-то назвать нельзя).

Франгулян. Памятник поэту Иосифу Бродскому. 2011.

 

Франгулян, конечно же, не свой подсознательный идеал выразил во всех рассмотренных вещах. Он просто чует настроение большинства, и его (знаемое, антилиберальное и в чём-то ностальгически просоветское) выразил. Поэтому это всё – произведения прикладного искусства. На мой взгляд – второсортного.

30 мая 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/ruzhizn/solomon-volojin-sluchaino-li-5ed38d6ea3248275781abe6a

 

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)