С. Воложин

Фокин. Половецкие танцы

Прикладной смысл

Вседозволенность.

 

О! Мысль!

Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию и её предателей (в том числе и себя, если виноват), то позитивно трактуемое варварство, образы: "необузданной воли, бешеного бега коней, несущих диких всадников” (https://vk.com/topic-36044791_26744178), - применяют ницшеанцы. А ими можно (с некоторыми натяжками) назвать и националистов – они понимают свою страну и свой народ исключительными. Они, например, композиторы “могучей кучки”, скажем, Бородин, даже изображая половцев в опере “Князь Игорь”, имеют в виду Россию, как почти восточную страну (ведь половцы растворились в татаро-монголах, а те вошли в Московию). Я имею в виду "стихийные, необлагороженные звучности, придуманные Мусоргским, Бородиным и Римским-Корсаковым” (https://arzamas.academy/materials/1375), - очаровывавшие европейцев, особенно французов, рвавшихся вон от немецкой гегемонии в музыке.

И надо, наверно, признать существование коллективистского ницшеанства, выражающего настроение коллектива индивидуалистов-националистов (вспомним клич “Германия превыше всего!”).

И тогда как-то понятно, почему ницшеанцы-индивидуалисты типа Дягилева и иже с ним так рванулись ко вседозволенности (родной сестре метафизического ницшеанства), выражаемой реформатором балета Фокиным.

До него и Лев Иванов в половецких танцах пошёл на что-то из ряда вон выходящее:

"…лучники, скачущие стремглав, взвивающиеся в диких прыжках в воздух; мальчики, на бегу хлопающие себя по коленям, топчущие землю в своеобразной присядке…”(https://vk.com/topic-36044791_26744178).

А Фокин – вообще…

"Ему удалось не только с блеском воплотить в танце свои неистовые хореографические фантазии, но и убедительно раскрыть музыкальные образы. “Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, в зеленых одеяниях, испещренных красными и коричнево-желтыми пятнами, в ярких полосатых штанах, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан”… пляска мужчин, основанная на бешеном вихревом движении. Половцы мчатся, “взвиваясь в воздух с поджатыми в коленях ногами.

М. Фокин - Половчанин (Главный воин). "Половецкие пляски". Париж. 1909 (?)

Адольф Больм – Половчанин (Главный воин). “Половецкие пляски”. 1909

Фотография. L. Choumoff, Paris.

В их буйном танце возникал сразу бег коней, полет степных орлов, звон стрел” (В. Красовская). Впечатляет и пляска мальчиков — диковато-ритмичная, с прихотливо меняющимся групповым рисунком. Завершающая общая пляска захватывает стихийным напором, варварски грубой силой. Все прежде звучавшие темы здесь объединяются, сплетаются в исступленном движении. “... синхронный поток... заливал сцену, перекатываясь волнами, когда бегущая толпа резко сбивалась на другое направление, чтобы, отпрянув, вновь повторить мотив набега — прибоя...

Гончарова. Половецкие пляски

Тела раскачивались в мощном унисоне-заклинанье, как бы вторя хору, славящему хана. Колдовское, шаманское было в повторах торопливой припрыжки, разрезаемых внезапным приседаньем, в одинаковых всплесках рук, в одинаковом безумии пляски. Занавес опускался в момент полного ее разгула” (В. Красовская). Половцы в заключительном порыве неслись лавиной прямо на публику” (Там же).

И всё бы хорошо, но. – Мне ж надо для себя решить, из подсознательного ль идеала родом фигуры необузданности, чтоб мне признать их художественными? И признать так я не могу. Для меня есть догма, что я должен почувствовать в благодикостях, что они есть образ метафизического иномирия. А я этого не почувствовал. Значит, тут прикладное искусство, приложенное к задаче усилить переживание в общем-то знаемой вседозволенности. Недоницшеанство тут, а не ницшеанство.

Скууучно, - завоет читатель. – А я ничего не могу поделать. Я раб логики, и нахожу удовольствие в мысли.

22 сентября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/o-mysl-5f6a48a31a32447f2d0ff84f

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)