Фишер. Большая глина № 4. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Фишер. Большая глина № 4.

Художественный смысл.

Захотелось улететь вообще в какое-то метафизическое иномирие.

 

Фишер – ловец душ несчастных

Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог.

Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место установки: Москва, Болотная площадь, 2021.

И – кто, кроме нас! – бросился спасать честь неприкладного искусства.

А неприкдадное – это то, в котором особенно резко проявляется нецитируемость художественного смысла. Содержание этого смысла не дано сознанию самого художника. Рискую, но предположу, что самому Крылову в голову не пришло, что он первым в России, а может и в мире, открыл реализм в искусстве, сочинив басню “Стрекоза и Муравей” (1808), в которой его подсознательный идеал “сказал” нашему подсознанию, что любые залёты – это плохо. До своего реализма он воинствовал на ниве Просвещения.

 

Ты здравым хвалишься умом везде бесстыдно,

Но здравого ума в делах твоих не видно.

Или беспутно ты являешься надмен,

Или некстати подл и слишком унижен;

На свете редкие ты вещи презираешь,

Тогда как к мелочным почтителен бываешь;

Ты любишь вредное, от здравого бежишь,

В надежде ты пустой лета свои влачишь;

Или уныние томит тебя напрасно;

Или на свете сем всё кажется опасно;

Не ужасаешься зловредных лишь вещей.

Послушай ты меня, последуй мысли сей,

Что настоящее с прошедшим съединится

И будущее впредь, как бывшее, явится.

Ты блага твердого не твердо лучшим чтишь,

Не вещию себя, ничтожеством манишь.

1786

И скис, никого не пронимая. И сделал вывод… Вернее, его подсознание сделало вывод.

И у Фишера тоже есть свидетельство не данности его сознанию содержания его вдохновения. – Он-то сознанием думает, что выразил, скажем так, пушкинское “Куда ж нам плыть":

 

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывет. Куда ж нам плыть?..

1833

Род кризиса был у Пушкина в 1833 году.

Его идеал последнего времени, - консенсус в сословном обществе, - не выдерживал испытания жизнью. Надо было с ним прощаться и обращаться к иному. А какому?

Фишер думал, что, взяв темой глину, то, с чего начинает скульптор свою новую работу, он что-то на тему Начала скажет. И выразить хотело сознание Фишера вот эту лёгкую растерянность, когда еще нечего ему людям нести.

Но тут вмешалось подсознание. Заставило отказаться от глины, как материала нестойкого, и перейти к алюминию. Вещь на века. И колоссальность идеи – соответствующая. А в чём? – Шиш. Сознанию не дано.

А подсознание “знает”, что воспеть надо результат краха ТАКОЙ степени, чтоб он "отдалял человека от его конкретных интересов” (https://natural-colours.livejournal.com/43730.html). От каких бы то ни было интересов, что есть в Этом мире, плохом-преплохом. Чтоб захотелось улететь вообще в какое-то метафизическое иномирие.

Что предполагает огромное усилие… – Чему образ эта 12-тиметровая махина.

И что предполагает активное какое-то Ничто. (Стоит всё же это нечто, а не лежит!) В отличие от пассивного Ничто буддизма. Тоже бегства из этого страшного мира.

Обычным людям не свойственно впадать в такое запредельное разочарование. Вот они и не понимают своими сознаниями, что это выражено. А прислушиваться к своему подсознанию (которое неминуемо почувствовало, о чём речь) обычные люди тоже не привыкли. – Вот и поносят эту вещь.

23 августа 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/fisher--lovec-dush-neschastnyh-612375024e94fa7dda51dad0

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)