С. Воложин

Филатов. Тот клятый год уж много лет…

Прикладной смысл.

Цель – обеспечить ритм и рифму.

 

Вляпался

Надо разбираться со стихотворениями Леонида Филатова, а мне он кажется рифмоплётом. Слушал его по ТВ. Знаете, есть такие люди, которые могут свободно разговаривать ритмически и с рифмами. Вот таким мне и казался Филатов на слух. Если придирчивее к себе отнестись, то, помнится, признаком графомании мне была полная понятность его стихов. Но это, опять же, на слух. И ведь что плохо: нет теории графомании. Недопонятность лично для меня есть признак, наоборот, высшего качества: рождённость произведения от вдохновения, которое, в свою очередь, возбуждено подсознательным идеалом, сознанию не данном. А у подсознания нет слов. Как выразиться? – Муки слова. И – прорывается странность, недопонятность, потому что сознание-то притуплено (трансом) и – пропускает несуразицу с его точки зрения. Зато всему организму беспричинно хорошо от несуразности. И сознание принуждено сдаться. Божьему гласу, как думали когда-то.

А вдруг, подумалось, не на слух недопонятности всё-таки есть…

 

Тот клятый год уж много лет, я иногда сползал с больничной койки.

Ура. Я недопонимаю. Почему нет предлога “в” в самом начале и зачем запятая? – Хорошо, без предлога, собственно, тоже можно. Но запятая… Обозначить паузу? Но можно ж было по-маяковски поломать строку… Без нарушения грамматики… Или не ломая – пауза ж сама просится…

 

Сгребал свои обломки и осколки и свой реконструировал скелет.

Что-то слишком экстремистски.

 

И крал себя у чутких медсестер, ноздрями чуя острый запах воли,

Я убегал к двухлетней внучке Оле, туда, на жизнью пахнущий простор.

Какой-то натужный порядок слов: "на жизнью пахнущий простор”. Это чтоб ритм выдержать, а не смысла ради. И. Это что ж случай такой, что внучка живёт так близко от больницы? – Ну хорошо, чего не бывает.

И что-то похоже, что в публикации плохо разбиты стихи на строки. Не так ли было б вернее:

 

Тот клятый год уж много лет

я иногда сползал с больничной койки.

Сгребал свои обломки и осколки

и свой реконструировал скелет.

.

И крал себя у чутких медсестер,

ноздрями чуя острый запах воли,

я убегал к двухлетней внучке Оле,

туда, на жизнью пахнущий простор.

Кольцевая рифма (рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей).

Или разбито было хорошо – подчёркивалась разговорность тона. Этакая плавная и эпическая.

Но её ж можно было оставить чтецу…

Ладно.

(Но я дальше буду цитировать вариант с короткими строками.)

Не недопонятность ли то, что год клятый противопоставлен такой прелести как двухлетняя внучка Оля? – Умиротворение от малого, что ли, выражает микрокатарсис от столкновения таких противочувствий?

 

Мы с Олей отправлялись в детский парк,

садились на любимые качели,

глушили сок, мороженое ели,

глазели на гуляющих собак.

Ну, вроде, содержание микрокатарсиса подтверждается. Хвала абы какой жизни.

Немного только не понятно… Что: мама Оли (или папа) не опасаются отправить столь малое дитё так далеко со здорово больным дедом? Ибо "Мы с Олей” не предполагает, что её родители были тут же.

Что-то я подозреваю, что Филатов просто к этому куплету забыл про клятость года, про свои обломки и осколки. Так бывает с… графоманом. У него работает только сознание. А оно слабо. У таланта подключается подсознание (не идеал, а то, которое обеспечивает цельность текста). Это подсознание не позволило б забыть. А рифмоплёту одна забота: поддерживать ритм и рифму. И – он прошлёпывает ляпы.

 

Аттракционов было пруд пруди,

но день сгорал, и солнце остывало,

и Оля уставала, отставала

и тихо ныла: “Деда, погоди”.

Подозрительно не чуткий дед. И как-то не веришь: такой больной, а рвётся на аттракционы самозабвенно, можно сказать. – Ну разве что что-то случится, заставящее меня застесняться своего критицизма. Неужели год потому и клятый, что из-за него что-то плохое произойдёт с внучкой? Но почему год, а не день?

 

Оставив день воскресный позади,

я возвращался в стен больничных голость,

Боже! Как Тредиаковский какой-нибудь.

Негде Ворону унесть сыра часть случилось

Но на что не пойдёшь ради ритма…

 

Но и в палате слышал Олин голос:

“Дай руку, деда, деда, погоди…”

Не верю. То он был не чуткий, то стал чутким. Может, Филатов, как акын: что видит о том и поёт. Его не ЧТО-ТО влечёт в поэзии, а отталкивание от ближайшего помнящегося ещё пассажа (что внучка устала). Родители внучки, видно, нагоняй деду не дали за то, что утомил внучку. Филатов про их существование просто забыл.

 

И я годил, годил, сколь было сил,

а на соседних койках не годили,

Хирели, сохли, чахли, уходили,

никто их погодить не попросил.

Бац. Какой-то нелепый скачок мысли: просящая погодить уставшая внучка (их двое) и… одинокие умирающие. И что: умирающие лежат в одной палате с таким дедком, который гоняет по аттракционам? – Я мысленно пожимаю плечами.

Хорошо. Могут быть нелепые скачки мысли. Хорошо. Случилось их написать в черновик. Но при переписывании набело надо ж было нелепость зачеркнуть. – Нет. Это было б, наверно, не по-графомански. – Написал же – так как можно вычёркивать то, что написалось… Да?

 

Когда я чую жжение в груди,

я вижу, как с другого края поля

ко мне несется маленькая Оля

с истошным криком: “Деда-а-а, погоди-и…”

Почему персонаж куплетом выше решил за соседей, что и у тех в воображении такие картины не мелькают? Где-то слышал, что перед смертью чего только не видится.

Но. Неожиданность вдруг преобразившейся Оли (из усталой двухлетки безмысленной в сверхчуткого любящего ребёнка)… действует: у меня чуть слеза на глаза не накатила.

Или это иносказание подействовало, что жить больному через боли надо ради любящих тебя.

 

И я гожу, я все еще гожу и,

кажется, стерплю любую муку,

пока ту крохотную руку

в своей измученной руке еще держу.

Не эгоист Филатов. Но всё же он забыл, что финальная измученность его персонажа не вяжется с дурной энергией дедушки, чуть не замучившей внучку. Клятость года к этому времени читателем напрочь забывается.

20 ноября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y5c455GXsCgPpQKp

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)