Элиассон. Погодный проект. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Элиассон. Погодный проект.

Прикладной смысл.

Испугать людей довольного сознания общества Потребления.

 

Элементарно!

Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано…

К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно искусства и около него, что меня не сбивает никакое сверхновое диво в том, что хочет, чтоб его называли искусством.

Вот – очередное попавшееся мне на глаза.

Элиассон. Погодный проект. 2003. Зал, отражающий экран, лампы, туман.

Правду сказать, мне пришлось несколько минут подумать, прежде чем удалось вставить это в мою систему.

В искусство я это вставить не могу. Потому что это не вполне условность, а частично – жизнь. Туман – реальный, а не изображённый.

Искусство воздействует непосредственно и непринуждённо, а жизнь – непосредственно и принуждающе.

Если туман имеет свойство навевать некое переживание, то здесь он это делает принуждающим образом.

Закатывающееся солнце, да, условно. Это как бы кино на экране. Размер солнца – ужасающий. Всё вместе это навевает впечатление тихого конца света, не конца дня. И отнесено должно быть к иллюстрации какого-то варианта комплекса тревог, нужного обществу Потребления для самоуважения.

"…необходимо предусмотреть нечто вроде выпускного клапана… "Довольному сознанию" вводится умеренная доза пессимизма, призванная в качестве иммунитетной прививки снять перегрев "довольности". Такая встряска даже импонирует "довольному сознанию", которое несколько смущено своим казённым бодрячеством. Оно хотя самозабвенно и слушает своих пророков, но краем уха внимает и Кассандре. Инъекция же пессимизма позволяет ему казаться современным, придаёт определённую респектабельность. Но "в глубине души" идеи пессимизма… для "довольного сознания" достойны лишь того, чтобы ими поразвлечься” (Ландесман, Согомонов. Спор с пессимизмом. М., 1971. С. 50 - 51).

Гигантское солнце – это что-то, имеющее отношение к угрозе новых открытий. Вдруг откроют иную возможность развития звёзд типа Солнца, и оно взорвётся до размеров орбиты Земли не через миллиарды лет, а скоро…

То есть, если б туман был не реальным, а изображён, это б всё равно не стало б произведением неприкладного искусства, то есть рождённым подсознательным идеалом. Это осталось бы произведением прикладного искусства, рождённого замыслом в сознании.

Другое дело, что Элиассон, будучи артистом по натуре, может уловить потребность страшилки подсознанием. И это делает его похожим на художника-реалиста, чующего то в социуме, что никто из его окружения ещё не чует. (Он не знает о Римском клубе, ещё в 70-х годах озаботившемся перспективой земной цивилизации.)

Как факт, он говорит:

"Климатический кризис стал для меня сформулированной темой гораздо позже. Так, с 2014 года для проекта Ice Watch [“Ледяные часы” – глыбы гренландского льда, который стал слишком быстро таять]" (https://www.elledecoration.ru/news/art/uskolzayushaya-krasota-intervyu-s-olafurom-eliassonom/).

То есть в 2003 году конца света из-за экологии у него в голове ещё не было. Но и ранга подсознательного идеала тоже не хочется присваивать источнику его вдохновения.

12 марта 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/elementarno-622ce0ddae5d327e079a9b39?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)