Эйтевал. Лот с дочерьми. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Эйтевал. Лот с дочерьми.

Художественный смысл.

Через ужас настоящего – к благому для всех сверхбудущему.

 

Дорога в небытие России

Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный стиль, наследник Возрождения, стиль "великого трагического искусства” (Советское искусствознание ’76-2, М., 1977. С. 241). К нему принадлежит и Шекспир того периода творчества, который знаменуется “Гамлетом”. Так “Гамлет” движим был тем духом времени, который в будущем назвали капитализмом. А с моральной точки зрения – время крайнего падения нравов. У родоначальника же маньеризма, у Микеланджело, тот же моральный кошмар был от крайнего разврата в католической церкви, который вылился в религиозную войну протестантов против католиков. В Голландии это совместилось. И там наступал капитализм, и голландцы воевали с католиками Испании за независимость от неё. Так что моральный уклон Эйтевала вполне понятен.

От чего отталкивается маньерист?

"Как показала К. Сперджен, в “Гамлете” большое количество образов, связанных с болезнью, телесными недугами; образ язвы определяет все состояние Дании. Гниение, разложение, распад в различных формах отражены в образах, пронизывающих речи действующих лиц” (Аникст).

А что мы видим на картине Эйтевала?

Это библейская история, что за грехи, "когда Бог истреблял [все] города окрестности сей”, дочери Лота подумали, что истреблено всё человечество:

"30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.

31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;

32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.

33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.

34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.

35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.

36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего” (Быт. 19)

Эйтевал. Лот с дочерьми. Ок. 1600.

Эту морально невинную историю (дочери не знали, что с человечеством, спящий пьяный Лот не знал, что с ним) Эйтевал превратил в грязную пирушку. Женщины голы перед отцом. Тела их не естественного, а какого-то трупного оттенка. Лот не спит, а тискает грудь одной из дочерей. Вторая при этом присутствует. У первой совершенно упившаяся морда. Её и Лота левые ладони страшны. В пещере кавардак. Что вдали город горит, не так уж и видно. То есть морального оправдания поступку дочерей почти что нет. А вот разврат – налицо.

А какую статью написала Кира Долинина?

"7 апреля 1994

Мода на маньеризм дошла и до Петербурга

“Лот с дочерьми” Иоахима Эйтевала, Государственный Эрмитаж

Выставка одной картины – явление редкое, всегда примечательное, но в то же время чрезвычайно ответственное. Только исключительное произведение может претендовать на столь высокую честь. На этот раз Эрмитаж представляет не знаменитый шедевр, включенный во все реестры истории искусства, а, напротив, неизвестное доселе даже специалистам полотно, способное украсить экспозицию любого крупного музея. Оно было найдено в старинном особняке, где располагался петербургский театр Музкомедии, и только счастливая случайность спасла его от дальнейшего забвения. Попав на экспертизу в Эрмитаж, картина была атрибутирована как оригинальная работа Иоахима Эйтевала (1566–1638), авторское повторение которой находится в Окружном музее Лос-Анджелеса.

Однако, скорее всего, картина не удостоилась бы такой выставки, если бы находка эта не была столь своевременной. С появлением этого полотна в собрании музея увлечение маньеризмом, которое для европейских интеллектуалов конца ХX века – обязательный знак “посвященности”, близко коснулось и Эрмитажа, доселе неподвластного веяниям моды. Послав в декабре прошлого года свою новинку на выставку “Рассвет Золотого века” в амстердамский Рейксмюсеум, Эрмитаж стал участником крупнейшей экспозиции голландского искусства конца XVI – начала XVII века. А сделав “Лота с дочерьми” центральным событием целой выставки, музей предлагает и петербургскому зрителю приобщиться к европейскому увлечению. Особый колорит экспозиции придает точность, с которой хранитель Ирина Соколова подобрала сопровождающие основное полотно экспонаты. Зритель может увидеть три другие работы Эйтевала из фондов Эрмитажа, на фоне которых последнее приобретение выигрывает, познакомиться с репродукциями других композиций на ту же тему и даже сопоставить настоящие предметы быта XVII века с блестящими натюрмортами Эйтевала. Дидактичность, обязательная для такого типа экспозиций, только усиливает нравоучительную интонацию, столь любимую голландцами. Ведь история грехопадения Лота у Эйтевала остается вечным напоминанием об одной из главных христианских добродетелей – умеренности.” (“Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994 – 2019”. НЛО. С. 20).

Никакого следа "великого трагического искусства”.

.

И что: будет дурновкусием повторить, что так оболванивают россиян, ибо социальный заказ – как теперь окончательно выясняется – ликвидировать Россию как таковую.

12 октября 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y0co49phpl5Ce80I

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)