Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Эфрос. Мартин Иден.

Художественный смысл.

Настоящий социализм.

 

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого

в радиоспектакле Эфроса “Марин Иден”.

Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно!

Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является нежелание нынешнего читателя читать длинный текст, или – иначе – желание его, чтоб его увлекли немедленно, с первых строк. Я перед тобой честен, и уходи, пожалуйста, с первых же строк, после того, как стало ясно, что тут не твоё.

Я начну с XIX века.

России, возможно, не повезло с тем, что Маркс оказался победительнее Прудона. Маркс был за силовой переход от капитализма к коммунизму, а Прудон – за мирный, за врастание ячеек самоуправления в капиталистическое окружение. Потерпели от капитализма поражение оба способа. Но самое плохое, что мирный заразился от силового. И когда центр революционного движения переместился с Западной Европы в Россию, то марксовский победил, а прудоновский опозорил себя, а не только потерпел поражение. Анархисты то и дело скатывались в грабёж. И анархию выставили синонимом хаоса. В результате главными идеями ХХ века считаются социализм, фашизм и либерализм. Последний победил всех в итоге. А анархизм скатился на маргинальный уровень. Тогда как сперва анархисты входили в первое советское правительство. У них же с марксистами было совпадение насчёт коммунизма – что централизованного государства там не будет, а будет самоуправление. Ну федерация федераций на глобальном уровне. Но не централизм. А до революции анархистами себя чувствовали очень и очень многие. Казалось, так просто: р-р-раз – отказаться от централизации власти и готово.

Но, как оказалось, из сегодня глядя, что рано вылезли и марксисты, и анархисты. Надо, оказалось, чтоб сперва человечество испугалось смерти от перепотребления. Чтоб отказалось от неограниченного материального потребления в пользу неограниченного духовного потребления, а материальному чтоб оставили всего лишь разумное потребление.

Впрочем, всё со времени той, поначалу победившей, революции к настоящему времени выросла другая страшная опасность – виртуальная система социального рейтинга Китая, призванная обеспечить разумное потребление почти силой.

Тем горше, что сорвалось левое шестидесятничество. Ведь оно – в искусстве – подсознательно было за спасение лжесоциалзма (централизованного) в виде преобразования в настоящий социализм, который понимать удобно и логично как с каждым днём увеличивающуюся самодеятельность за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что означало б приход коммунизма.

Всё движение авторской песни имело этот настоящий социализм подсознательным идеалом. Потому подсознательным, что в сознании царило внушение, что анархия и хаос – синонимы.

И как раз к тому времени достигнутый ядерный паритет позволял СССР перейти к демонтажу тоталитаризма в пользу самоуправления. Но. Партия вцепилась во власть с ещё большей последовательностью, чем при Сталине, хотевшем было вообще её функции ограничить идеологией и подбором кадров. Не вышло.

И левая авторская песня потерпела поражение.

Она и с самого начала его предчувствовала и потому была в общем минорная. Только у Высоцкого (и ещё редко у кого) она доходила до трагического героизма. Потому что Высоцкий хотел пробудить народ к гражданской активности, каковую – в виде массовой инициативы – вновь (после энтузиазма по поводу строительства социализма) проявленной в Великой Отечественной войне. – Не вышло, как ни рвал он глотку. Он и рвал-то её, тоже предчувствуя, что ничего не выйдет. Потому трагический. Но и сдаваться не хотел. Потому героизм.

Хоть цель (подсознательная) была мирная.

Так трагизм требовал, скажем так, голоса запредельно хриплого, пения согласных – искажения в изображении натуры.

А мирная цель этого не требовала. Нужно было богатство обертонов голоса.

Чем и решил воспользоваться Эфрос в радиопостановке 1976 года “Мартин Иден” (слушать тут).

А трагический героизм он обеспечил показом всего сюжета на фоне последнего эпизода в романе Джека Лондона (увлекавшегося анархизмом), - на фоне того, как преуспевший в капиталистической конкуренции писатель Мартин Идеен, после чествования на пароходе уходит в свой номер, вылезает в иллюминатор, опускается в море и тонет.

И какие в радиопостановке ни звучат голоса (голоса участников капиталистической конкуренции), ни один из них не сравнится по богатству тембров голоса Высоцкого, играющего Мартина Идена. И богатство этого голоса – это образ того настоящего социализма, мирно врастающего в лжесоциализм Советского Союза.

Что не случилось.

24 февраля 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/hudojestvennyi-smysl-bogatstva-golosa-vysockogo-v-radiospektakle-efrosa-martin-iden-60367a33ebccc75161205f78

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)