Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Ефошкин. У озера. Тишина.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Новый Левитан.

Я оцепенел от такого пейзажа.

Ефошкин. У озера. Тишина. 1993.

Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо холодного левитановского. Зато голубизна неба и вот-вот наступящая розоватось облаков – те же самые! И тот берег у Левитана ещё весь освещён, а у Ефошкина – уже частично в тени. Но время суток точно то же. И мотив отражения неба в зеркальной воде тоже тот.

Левитан. Тихая обитель. 1890.

Я и прежде (см. тут), когда сводил Левитана к ницшеанству, сумел отвергнуть христианский мотив авторитетной цитатой:

"Аналогично этой антиполитике строилось евангельское, да уже и библейское неприятие религий и инфантильного духа религиозности. Недаром греко-римская языческая власть называла первохристиан безбожниками. Истинный Бог "освобождал человека от морализма…"” (Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998. С. 206-207).

А теперь, глядя на год создания, на этот 1993-й, когда был обстрел из танков Белого Дома и предательство церковью своей миссии умиротворения, можно считать закономерным отсутствие монастыря у Ефошкина.

И можно уверенно цитировать сказанное мною о Левитане:

“…свободному духу есть куда парить – в это бесконечное небо и его отражение. Нет преградам!

И нет – современности…”.

Ницшеанство это и его идеал метафизического иномирия, альтернативы того света христианства.

И это при оголтелой, можно сказать, прорелигиозной деятельности Ефошкина.

Как же возможно, чтоб в одном человеке уживалось христианство и его отрицатель, ницшеанство?

Очень просто. Ницшеанство – подсознательный идеал, а христианство – осознаваемый.

Христианство, вон, когда-то, при рождении, очень даже походило на ницшеанство. Ефошкин тоже может быть зол теперь на возрождённую после атеизма религиозность как на нечестность, как на модничанье. И, хоть ницшеанство – над Добром и Злом, но…

И если в иллюстрациях житий святых как-то неуютно браться доказывать, что всё это не плоды вдохновения (так я в своей, с миру по нитке собранной, эстетической системе переназываю подсознательный идеал), а плоды осознаваемого замысла, то в религиозно ориентированном пейзаже это вполне возможно.

Ефошкин. Небесная симфония. 1999. Пастель.

Надо ли описывать словами эту какую-то детскую повторяемость деталей? – Репродукция прекрасно иллюстрирует немощь сознания перед подсознанием.

27 июня 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/novyi-levitan-60d8a60a2e894f511ff255dc

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)