Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Дугаржапов. Моне. Дега. Картины

Прикладной и художественный смыслы

Чтоб красяво и хвала абы какой жизни.

 

Уж за Дугаржапова мне точно поставят лайки

или

Современный импрессионизм

Мой искусствоведческий канал на Яндекс Дзене, называющийся “Соломон Воложин”, очень мало людей посещают. И мне обидно. Столько мысли и новизны у меня в каждой статье, а почти никому это не надо. Я, в общем, понимаю, почему. Как сказал в недавнем интервью один ну очень умный человек, Фурсов, - я своими словами перескажу, чтоб не тратить время на поиск и точное цитирование, - реставрация капитализма в России решила одну проблему Советского Союза, где оказался нарушен закон природы, что управление должно быть сложнее управляемого: управляемые резко упростились после реставрации. А то сильно умные были, умнее начальников. И вдруг понадобилось искать, как элементарно выжить. Не до высокого и глубокого стало управляемым. Мой преуспевающий (на торговле водкой круглосуточно) двоюродный брат, заехав по дороге в гости и посмотрев, как я продолжаю после работы, которая ещё чудом была у меня, но уже почти не кормила, - как я продолжаю заниматься искусствоведением, укоризненно сказал: “Надо заниматься тем, что людям надо, а не”.

А я не хочу даже кликбейтные заголовки подбирать (здесь – исключение).

Дугаржапов. Волна

Правда, красиво? И даже странно – так бледно… И очень верно, что даты нет. Могло б и названия не иметь. Потому что это – внеисторическое искусство. Оно выражает всегда одно и то же: радость жизни.

Не абы какой. Абы какой – занимались импрессионисты, иной и голодал.

"Пожалуй, самая распространенная фраза в письмах Клода Моне своим друзьям - это просьба приложить сто франков к ответному письму. Десятилетиями он жил на грани голодной смерти” (https://artchive.ru/en/publications/1754~The_genius_and_money_The_five_people_but_for_whom_Claude_Monet_would_have_died_of_hunger).

А, тем не менее, выбирая самые несчастные (или как-нибудь негативные) темы, Моне выражал радость.

Моне. Порт Доннер, Бель-Иль. 1886.

Издевательское название какое Donnant – Дающий. Чёрта лысого он что даёт. Ни травинки (мох – эта зелень), ни вскарабкаться тут… Из моря на берег тут не выберешься. А какая брызжущая радость…

А у Дугаржапова – отличный песчаный пляж. Он, наверно, никогда не голодал, раз родился в СССР в 1966 году. Он в Читинской области родился. Мой одноклассник родился почти там же, но на 30 лет раньше. Так они в войну там так голодали, что его мать в 1943 году носила его в школу на руках, у него сил не было идти. Мой сосед по дому в том же году в узбекском городке ел макуху. Это спрессованная шелуха от семечек.

Называть то, что делает Дугаржапов – это издеваться над сутью термина импрессионизм: радость вопреки мизерности жизни.

Но в глаза в “Потр Доннер” бросается не мизерность, а радость. И все готовы закрыть глаза на мизерность. – Посмотрите, читатель, сами на картины настоящих импрессионистов под таким углом зрения – вы увидите, я надеюсь, ту или иную несчастность, памороки от голода, искажающего зрение, так что вы всё видите как бы за секунду до обморока – неясно. Или мельком, так что только кусок человека виден. Абы как…

Дега. Площадь Согласия. 1875.

Дега был аскет… Такой любит мизерность не наперекор.

Впрочем, меня с Дугаржаповым можно поймать. Вот, как затрушено он изобразил часовню Серафима Саровского в Дивеево Нижегородской области.

Дугаржапов. Святая канавка

А на этой Святой канавке тротуары на насыпи и с перилами по обе стороны.

Разве что Дугаржапов это рисовал в советские времена, когда религия влачила жалкое существование. Хотя мало вероятно. И вот почему.

Дугаржапов. Намереваясь очиститься

Фонари такие же, как на фото часовни. И голубо-розовый тон такой же, как в “Святой канавке”. Радость жизни переполняет и там, и тут. Абы что и там, и тут для игры с противоположностью привлечено.

Это абы какое у него исключение. А правило…

Дугаржапов. Облака

Дугаржапов. Спуск к морю

Дугаржапов. Конец апреля

Вот такая “в лоб” живопись – нравится. И что ничего тут от того, когда это, тоже нравится. Смотри и блаженствуй.

Имеется в виду: живи этим мигом, - а импрессионизм, слышно, тоже миг, не более, фиксировал, - вот и назовём-де это импрессионизмом. И слово “современный” прицепим просто потому, что тот же был 150 лет назад…

А на самом деле радость жизни выражает просто любая живопись. Это как если б радоваться темноте ночью, или свету днём, или воздуху ежесекундно. – Потому на это люди не поверхностные просто давно перестали реагировать*. А Дугаржапов – по какому-то неведению, что ли – как раз этому посвятил всю свою жизнь.

25 сентября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/uj-za-dugarjapova-mne-tochno-postaviat-laiki-ilisovremennyi-impressionizm-5f6e36446e33974a0175574d

*- Ожидал очередных дифирамбов Бато и был приятно удивлён! Я знаком с несколькими художниками, тесно с ним контактирующими. Так вот они говорят, что Джугаржапов картинки пишет порой за 15 минут. То есть, как блины печёт. Раз, два – пирожок, три, четыре – бублик))))) Отроботанные ходы и заученность цвета. Какая уж тут выстраданность? Именно красЯво. Для домохозяек и околобогемных дамочек в самый раз. Класс ставлю за статью. И ход мыслей Ваших мне нравится.

- Ваше сведение о 15-минутной длительности создания картины совпалает с моим http://art-otkrytie.narod.ru/samohvalov2.htm предложением учёным принять такое теоретическое допущение как подсознательный идеал автора. Он не дан сознанию автора, и тем объясняетя мука слова у писателя, мука выражения у художника. А недопонятность у восприемника объясняется тоже – тем, что он подсознанием, а не сознанием, воспринял через странности подсознательный идеал автора. Художники, черти, чуют это. И, если в их подсознании нет идеала, они нарочно наворачивают недопонятность, неожиданность и странность. Чтоб мы клевали. Бато – такую странность как бледнопись придумал. Если б он её не расплодил, я б его не смог бы расколоть.

14.10.2020.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)