Домашников. Праздник Победы. Красная площадь. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Домашников. Праздник Победы. Красная площадь.

Прикладной смысл.

Святая Русь.

 

Был такой художник – Домашников

И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую.

В связи с нею мне хочется столкнуть два текста: лермонтовский и бабелевский…

Лермонтовский:

"Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником. Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо, с своими бесчисленными жителями, на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!..” (Фаталист).

Бабелевский:

"Висковский. Вы должны мне пятьдесят фунтов.

Дымшиц. За какие такие дела?

Висковский. За дело с нитками.

Дымшиц. Которые вы просыпали…

Висковский. В конной гвардии нас не учили торговать нитками.

Дымшиц. Вы просыпали потому, что вы горячий.

Висковский. Дайте срок, маэстро, я научусь.

Дымшиц. Что за учение, когда вы не слушаетесь? Вам говорят одно, вы делаете другое… На войне вы там ротмистр или граф, — я не знаю, кто вы там, — может быть, на войне нужно, чтобы вы были горячий, но в деле купец должен видеть, куда он садится” (Мария).

А вот картина, в которой небу не безразлично, что творят горячие люди на земле.

Домашников. Праздник Победы. Красная площадь. 1972.

48 лет художнику было, когда он написал эту фантазию. Воевать не мог по состоянию здоровья. Но, чувствуется, хотел.

Всё в картине – неправда. Не может быть в одном кадре мавзолей и колокольня храма Василия Блаженного. Нет на мавзолее таких надстроек вверху. Не может быть, чтоб красными полотнищами были увиты храм и мавзолей. Нижний край часов на Спасской башне находится на высоте пяти диаметров часов, а на картине – 11 диаметров! Но самая главная фантазия – участие неба в земных делах.

Лермонтов противопоставил воодушевлённым людям разочарованного холодного персонажа (я это не стал цитировать). А зачем я взял цитату из Бабеля? – Чтоб противопоставить горячим людям картины расчётливых купцов. У них всё – высчитано.

Таковы, наверно, те, притворяющиеся горячими пацифистами люди России, которые покинули её из-за операции по денацификации Украины. В 1945-м завершился некий этап денацификации Германии, а теперь эти побежавшие отмечают некий этап денацификации Украины. Они тоже неравнодушны. Но расчётливы. Небо не с ними.

.

Эта картина явно произведение прикладного искусства. Она усиливает какое-то атеистическо-пантеистическое переживание, религиозно называемое “Святая Русь”. Но у меня рука не повернётся написать, назвать это объективно: произведением второго сорта. Уж очень волнует она в наши дни: перед 9-м мая и когда, кажется, сплошь герои сражаются на Украине.

4 мая 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/byl-takoi-hudojnik--domashnikov-627265c13e5d0503ae670d0a?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)