Долматовский. Лепин. Как в степи сожжённой. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Долматовский. Лепин. Как в степи сожжённой.

Прикладной смысл.

Идеал любви без горя.

 

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность.

И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось похвалить песню Лепина на стихи Долматовского “Как в степи сожжённой" (1951). Одна из любимых в ранней моей юности. Когда была у меня первая любовь.

Как в степи сожжённой

 

Как в степи, степи сожжённой вырастал дубок.

Он сперва пустил зелёный, маленький росток,

Под горячими лучами смело он стоял,

Вглубь земли он рос корнями, силу набирал...

.

Припев:

Я люблю,

Но об этом никто не узнает.

Знаю я -

Наше счастье растёт-подрастает.

Наши чувства крепки как степные дубки.

Я люблю

И душа расцветает!

.

Дуб могучий, дуб курчавый зашумит весной.

Мы с тобой пойдём в дубравы полосой лесной,

Лес увидим в полной силе посреди степей.

Это мы его растили в юности своей

.

Припев.

Эта песня точно передаёт совершенно беспроблемную любовь, про которую раз услышал я от одной молодой женщины. Я аж помню то место на улице, где это слышал. На улице Кестучио в Каунасе между улицами Мицкевича и Дауканто. Был глубокий вечер. На улице пусто. По какой-то причине я шёл от дома (я жил в переулке между Мицкевича и Дауканто), провожал недавних, видно, молодожёнов. Нет. Не помню, зачем я с ними шёл и куда. Видно, только пожаловался на что-то в связи с неудачами на любовном фронте (с какой стати? Они ж мне были не знакомы). Потому что она выступила с неожиданным утешением – резюме своей жизни, дескать она даже не понимает, как можно жить и не радоваться – настолько у неё всё всегда было и есть хорошо. (Хм, - помню, подумал я, - ей хорошо – она красивая. А я…) И муж её был красивый… – Ну точно, как в песне.

Понимай, сперва они – в песне – были дети, и их ждала первая любовь, про которую – из-за малолетства – и показывать-то не нужно. А потом они выросли, поженились, и перспектива опять есть – дети и счастливая совместная жизнь. И это настолько полное переживание, что, чтоб не расплескать, о нём опять нужно молчать. Как в другой песне: О любви не говори – о ней всё сказано. / Сердце, верное любви, молчать обязано.

А мне молчать пришлось… Даже и не знаю, отчего больше: от безнадёжности добиться взаимности (я был последний человек в классе по спортивности) или от гордости, присущей и самому последнему человеку.

Я так и отлюбил свою первую любовь в тайне от всех.

Не помню, сколько десятков лет мне не приходила на память эта песня. Так что, найдя её звучание теперь, я был обречён, конечно, на слёзы.

Но. Есть ли в ней экстраординарность и в чём она?

Не в этой ли безоблачности, какая не бывает в жизни? (А та молодая жена просто в соответствующем настроении в тот вечер была, и на самом деле у неё всё всегда было не безоблачно.) И Лепин соответствующий разлив мелодии устроил…

Или в этом противоречии экстраординарность: "душа расцветает” и… "никто не узнает”?

Или в исключительности этого "никто не узнает”? Ведь чувство-то какое, а…

Только в рисунке одном излилась моя душа (см. тут), и это единственная штука, которую я могу считать рождённой подсознательным идеалом.

А Долматовский просто исполнял социальный заказ на лакировку действительности.

11 мая 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/nuka-esce-raz-na-zasypku-627ba93c82f01949fced7105?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)