С. Воложин

Долин. Написал в оправдание

отмены русской культуры.

Теперь тот сайт аннулирован.

Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах

Я с 2012 года на своём сайте в тетради “Дневник” коллекционирую личные и железные разоблачения разных известных людей и организаций, когда они врут. Но с началом СВО пыл как-то угас – очень уж много стало фейков.

А в связи с разбором нескольких произведений искусства предателей России у меня зародилась мысль, что они, как бывшие русские, могут быть не лишены тайных угрызений совести, что побудит их… врать. Один такой случай мне удалось поймать. Поэтесса Вольтская написала прозой, как она пересекала границу с Грузией, и вякнула, что российская таможня похожа на барак. Это была конкретность. А раз так, то можно было её проверять, что я и сделал, не сходя со стула перед компьютером, и воочию продемонстрировал, что она врёт.

Но сколько времени мне пришлось убить, чтоб это продемонстрировать!..

При второй пробе поймать я это вспомнил, и решил в данном случае от железности отступиться.

Что за случай? – Слова Антона Долина, кинокритика:

"…вообще не могу понять стонов по поводу отмены русской культуры, случаи которой участились по всему миру. Скажу больше, эти стоны мне кажутся то комичными, то неуместными, то даже безнравственными. Попробую объяснить (хотя бы самому себе), почему.

. . . . . . . .

2. А как же гении? Зачем “отменять” их? Да вот зависит от контекста. У нас раскручивали историю о том, как в Уэльсе отказались играть Чайковского, но как-то стыдливо умалчивали, что речь шла об увертюре “1812 год”. Ну правда, не очень-то звучит сейчас патриотическая музыка, написанная во славу русского оружия. Даже “Война и мир”, при всем пацифизме Толстого, так себе выглядит в нынешней ситуации (тем более, что и Прокофьев, и Бондарчук однозначно прочитали великий роман как восславление русского воинства)” (22 мар 2022. https://dtf.ru/flood/1127296-kultura-otmeny-i-otmena-kultury ).

Нежелезность опровержения моего в том, что я не запомнил ни даты, ни мелодии знакомого мне куска какой-то из симфоний Чайковского, которую я услышал на французском телеканале “Меццо”. Но там и тогда на экране не оказалось имени Чайковского и названия вещи. Это был акт пресловутой отмены русской культуры. Только месяц знал, февраль с.г., потому что вскоре вставил об этом несколько слов в подходящую статью.

Ну как добавить железности, если нет шанса через 2 месяца восстановить тот концерт? В моём телевизоре восстановить можно только в пределах 2 недель. Плюс у меня нет такого телефона, который фотографирует. А и мог бы я – надпись держится на экране короткое время. Знающий человек может мне веско возразить.

И тогда я подумал, что канал может иметь электронно-компьютерную версию. Нашёл аж несколько ссылок. Кликнул на первую. Открылась картинка-реклама, что будут исполнять через 2 дня, 28 апреля. А надпись: "Czech Philharmonic, Jakub Hrủљa, Daniil Trifonov: Scriabine, Suk" (https://www.mezzo.tv/fr)/

И я сел в лужу?

Не думаю. Просто с 22 марта 2022 года прошёл год и месяц, и французы на этом канале могли спохватиться.

Пишет Долин же:

"Или вот еще хуже ситуация. Я всегда был поклонником великого советского (анти)военного кино – “Летят журавли”, “Баллада о солдате”, “Иваново детство”, “Восхождение”. Как его смотреть сегодня? Не фальшиво ли именно сейчас умиляться жертвенности советского солдата, умирающего от руки фашиста, пока его самопровозглашенные наследники бомбят города и убивают бывших узников Бухенвальда под знаменем борьбы с воображаемыми “нацистами”?” (Там же).

Тут несколько натяжек, кроме в кавычки взятых нацистов. 1) (анти)военного – Это с какой же стати они анти? 2) "самопровозглашенные наследники советского солдата” – Не совсем так (см. тут): "Если бы все советские долги не были признаны Россией, то все республики лишились бы возможности кредитоваться на международном рынке. А все были заинтересованы в возможности получать кредиты”. И Украина. "Украина с Россией такое двустороннее соглашение подписала, но украинская Рада отказалась ратифицировать его без проведения аудита имущества… но Россия при этом выполняла обязательства по уплате долга за нератифицированное соглашение”; ну а с наследованием долга перешло и наследование воинской истории. 3) "убивают” – Применено множественное число. На самом деле убит один – Борис Романченко из Северной Салтовки, района Харькова (см. тут). Район на востоке города (см. гуглокарту), ближе всего к российским войскам. Там между домами ВСУ поставило РСЗО "Ураган". И заснято (см. тут), как отстрелявшись машина уезжает. Ясно, что по ней ВС РФ стреляет в ответ. А не по Романченко.

Далее. Долин же:

"3. Но есть, как мы знаем, и великие шедевры, не имеющие отношения к военному делу или патриотизму. “Евгений Онегин”, “Горе от ума”, “Вишневый сад” и так далее. Неужто и с ними надо попрощаться? А выдающиеся художники-гуманисты – классики и современники? Режиссеры, архитекторы, драматурги…

Не знаю, как вы, но я, будучи страстным поклонником советской архитектуры конструктивизма, нынче могу думать только о Харькове – колыбели архитектуры авангарда, буквально уничтоженной за несколько дней” (Там же).

Спрашиваю у ЯНДЕКСА: “будівлі у стилі конструктивізм у Харкові зруйновані до 22 березня 2022 року”. Березень это март.

Открываю https://pivdenukraine.com.ua/2022/03/30/rosijski-vijskovi-rujnuyut-ukra%D1%97nski-arxitekturni-pamyatki-foto/ “Російські військові руйнують українські архітектурні пам’ятки (фото)”. Материал от "30 Березня, 2022”. Find-ом ищу: “конструктивізм”. Есть только одно место (гуглоперевод):

"Дом “Слово”, Харьков. Возведен в 1926-1927 годах… Сооружение имеет черты и модерна, и конструктивизма и является памятником истории, архитектуры и градостроительства… Поврежден 7 марта”.

Всё. Больше нету. А "В Харькове – десятки конструктивистских зданий” (https://style.sq.com.ua/2020/07/03/harkovskij-konstruktivizm/).

Долин неверно протелепал или просто преувеличил?

И неверно кажется, что здесь у меня мало времени ушло. Нет. Я не сразу догадался так разоблачить его. Несколько часов ушло, пока я разбирался с другими зданиями этого стиля.

Но дальше:

"Иван Карамазов от высшей гармонии совершенно отказывался, если ее надо было покупать ценой слезинки замученного ребенка. Посмотрите на площадь с пустыми колясками во Львове [109 колясок по числу погибших детей на 18 марта 2022]. Неужели у вас не пропадает при этом зрелище охота наслаждаться “Лебединым озером” и “Хованщиной”?

Между отменой культуры и отменой совести я бы все-таки выбрал отмену культуры” (Там же).

А ведь врёт. Для себя он отменил совесть, если вспомнить (см. тут), сколько детей убито на Донбассе. И убиты исключительно украинской стороной, своими своих, а не граждан Антироссии в войне с Россией, другой всё же страной.

И Карамазова привлекать нельзя, потому что он персонаж со своей функцией, условность для непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного, а не жизнь, воздействующая непосредственно, но принуждающе. Может, не держи украинская сторона тяжёлое вооружение рядом с жилыми домами, меньше было б убито детей.

Далее:

"4. Российская культура долгие годы служила для нас всех отмазкой. Да, мы не знаем демократии, не уважаем личность, терпим унижения. Как говорилось в старом расистском анекдоте, “зато у нас песни какие хорошие”. Может, наша культура – одна из причин, по которым мир так долго терпел Путина. И мы сами терпели, ведь в культуру он даже и не особо залезал. А мы не лезли в его дела” (Там же).

Парирую совсем не железно.

Культура колоссально пала с реставрацией капитализма, ибо капитализм тем и силён, что его культура обслуживает потребности ниже пояса.

"Если чем-то и была подлинно ценна русская культура, в которой всегда хватало всякой имперской дряни, то своим милосердием, вниманием к страданиям, униженным и оскорбленным. “Маленький человек” - термин из русской литературы, не из Кафки” (Там же).

А тут совсем позор киноведу. (Правда никакой железности доказательства, а, наоборот, сомнительность для многих, если не для большинства. Что естественно при неосвоенности “Психологии искусства” Выготского.)

Плачущие о народе передвижники и народники на десятки лет втюхали русскую культуру в прикладное качество (искусство, рождённое не подсознательным идеалом, а сознательным замыслом, мало кто вырвался), что превратило русскую живопись в просто отсталую.

А литература… – Самоцитата:

“"Шинель" была написана в 1839 году, и всякие борцы с николаевской реакцией (а потом и следующие борцы) ухватились за один элемент в ней (сентиментально-мелодраматическую декламацию). Даже сказал кто-то, что вся последующая русская литература выросла из "Шинели"”.

А Гоголь с придуманной ограниченностью Башмачкина чувствовал себя чуть не боговдохновленным на духовное спасение людей.

Долин сумел опуститься до думания, что и в произведениях неприкладного искусства художник то хотел сказать, что видят или читают наши глаза.

"5. Неужели наша культура – та цена, которую придется заплатить за преступления власти?

Да конечно же нет. Резистентность культуры безгранична. Умирают люди, режимы, города, страны, цивилизации. Только культура и остается.

Нет ни ахейцев, ни троянцев, и люди уже не уверены, что те существовали… А “Илиада” жива-здорова.

Культура бессмертна. Она переживет и это” (Там же).

Да нет. Есть закон уменьшения языков на планете. Ту, исчезнувшую, культуру не воскресишь. И “Илиада” не жива. Это тень жизни. И с русской культурой и этносом русским будет то же, что с исчезнувшими муромами и кого мы там ещё бесследно переварили, если потерпим поражение в нынешней войне.

От Долина, вон, только и осталось русскости, что передёрги на каждом шагу из-за слабости позиции, в какую он впал, предав родину. Не было б слабости позиции, не было б угрызений совести, не надо б было подпирать логику лживыми основаниями.

26 апреля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZEl0yDm3Lg5ZcJSH

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)