Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Добровольская. Жаркий август.

Художественный смысл.

Уж больно родина горазда кидаться в крайности себе во вред. Так пусть хоть моим, мол, идеалом будет – среднее.

Добровольская

"Жаркий август" (http://www.interlit2001.com/dobr-1.htm) Юлии Добровольской, конечно, не повесть, а пространный рассказ.

Он мне напомнил отзыв о "Моралистических рассказах" Мармонтеля: сочетание сентенциозности с эротической развязностью. Что соотносится с образом самого Мармонтеля, умиряющего враждующих.

Враждующими тогда, перед Великой Французской революцией, были развратные дворяне и нравственные буржуа. Вот у Мармонтеля это и соединилось. Как в том анекдоте, когда мудрец и истцу, и ответчику говорит: "Ты прав", - а когда посторонний воскликнул: "Этого не может быть!", - мудрец и ему сказал: "И ты прав".

В повествовании о том, как зрелая женщина – по секундам – влюбляется в мужчину, с которым нечаянно столкнулась (буквально столкнулась), и отдается ему минут этак через 60, судя по сюжету, Юлия Добровольская, пожалуй, превзошла Льва Толстого, описавшего, как Наташа Ростова влюбляется в Анатоля Курагина. (Если учесть, что классик писал в XIX веке, - в смысле: не та мораль была, - и если сбросить со счетов, что он был не женщина. Ну и разве что идиллическая обстановка кульминации-соития – перебор, пожалуй.) А вот жонглерство с последовавшим подведением случившегося "под мораль" меня почему-то не убеждает, что это - прекрасно. Очень уж походя сделано. И притом – совершенно не для того, чтоб поиронизировать над героиней.

Вот в пушкинской "Метели", чтоб, - в соответствии с идеалом девицы К.И.Т. (рассказавшей Белкину историю Марьи Гавриловны), - выйти замуж за самого-самого аж война 1812 года есть. Война и первого любимого (бедного, незнатного и бесславного) убивает, и второго любимого (прославленного, с чином и богатого) делает раненым героем, и временной интервал, приличный для смены одной большой любви другою, обеспечила. Девица К.И.Т. серьезно отнеслась. (Мы не углубимся в то, что чем основательнее была девица К.И.Т., тем глубже насмешка над нею Белкина и еще глубже насмешка над Белкиным Пушкина. Отчего, кстати, это маленькое произведение и потянуло аж на повесть.)

А как приличный временной интервал и незанятость обеспечила для героини Юлия Добровольская?

"Он разглядывал чёрно-белый снимок: прислонившись плечом к берёзе, стоит его новая знакомая, с другой стороны дерева в той же позе — мужчина в очках, а между ними, спиной к стволу, мальчик лет пятнадцати.

Неслышно подошедшая Анна взяла рамку в руки и провела ладонью по стеклу.

— Это их места мы пытаемся сейчас заполнить? — Голос Льва был надтреснутым.

Анна поставила карточку на место.

— Сегодня... — Она помолчала. — Сегодня исполнилось ровно сорок месяцев, как их самолёт разбился при посадке..."

Одним ударом семерых убиваю.

3 года и четыре месяца в ней каждый месяц сидит занозой число того дня, когда погибли муж и сын! Какая сила эмоций, и какая кристальность души! Золото женщина. И пасынка – если ЭТОТ станет мужем – ему не будет! Люкс!

А как с героем?

"Я был женат, у меня есть дочь, ей восемнадцать, она живёт со своей матерью в Канаде... Историю рассказывать?

— Пожалуйста, рассказывай всё, что сочтёшь нужным.

— Тогда коротко. Лет десять назад у жены обнаружились родственники... там. Стали звать к себе. Она хотела эмигрировать. У меня желания не было. Пару лет мы препирались на эту тему и решили, что она съездит на разведку, а там посмотрим. Они с дочкой уехали и не вернулись. Она развелась со мной "по переписке" и вышла замуж. Я любил её... Тосковал страшно по ней, по дочке. Года три ждал, надеялся... Потом прошло".

5 лет. И нет надежной гарантии такой же кристальности. Ну так это ж мужчина. Двойной стандарт всеми признан… Зато и тут не будет падчерицы, если что. (И это "что" через 6 слов происходит.)

Дешево и сердито, как говорится.

Что еще из серии "самое-самое" позволил наш автор?

У героя изысканный вкус, героиня – художница слова. Оба преуспевающие, судя по тратам и интерьеру квартир. Одинаково относятся к Богу. Совпадают музыкальные симпатии. В общем, созданы друг для друга.

Досадно, что интрига, что они одного и того же человека в аэропорту, где встретились, встречали, угадывается после первого же авторского намека. И никакое дразнение "выяснится - не выяснится" не увлекает. Зато прекрасно увлекает дразнение "отдастся незнакомка сегодня же – не отдастся". И дразнение "нравственно - безнравственно" тоже все-таки состоялось. – Художественность налицо.

И недоосознаваемый ни читателем, ни автором катарсис осознается с полагающимся трудом (и сомнительностью его определенности – как всегда – для большинства).

Так в чем он, недоосознаваемый катарсис, осознаваемый художественный смысл?

Около двадцати лет пишет. Даты написания нет. Гражданка России. Живет в Минске.

Если предположить, что содрогание нашего большого отечества за последние 20 лет не обошли ее стороной и что не зря есть схожесть с Мармонтелем и будущими для него содроганиями революции в его отчизне, то все это дразнение "нравственно - безнравственно" есть смутное (очень смутное!) желание сентиментальной середины для будущего нашей когда-то общей родины. А то уж больно она горазда кидаться в крайности себе во вред. Так пусть хоть моим, мол, идеалом будет – среднее.

Высоцкий, рвавший глотку в предыдущую эпоху, хотевший спасти страну (и уверенный, что спасет), с иронией пел:

Все уладится, все устроится,

Все на свете успокоится…

Юлия Добровольская через четверть века пишет об этом же всерьез.

Я извиняюсь за такое максимизирование. Но иначе – не могу.

30 сентября 2005 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.interlit2001.com/kr-volozhin-15.htm

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)