Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Дюкенуа. Святая Сусанна.

Художественный смысл.

Скромность, скромность и скромность. Собаки лают, а караван идёт.

 

С чего начинался классицизм.

В скульптуре – со “Святой Сусанны” (1630-1633) Дюкенуа.

Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то позитивное – чувственно или умственно. А стиль-то – знаменитый. Безобразие. Меня даже абстракционизм пробивал. Умственно, конечно. Даже христианские иконы – за метафизический Абсолют. А тут…

Чем плох "интеллектуальный эзотеризм, обращённый в себя” (Якимович. Формирование барокко и классицизма в итальянской скульптуре XVII века. В кн. Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 171)?

Эзотеризм – "совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение” (Википедия).

Неужели мой в кровь проникший демократизм (точнее, анархизм – без центральной власти) меня отвращает от такого субъективизма? Но романтизм-то, тоже супериндивидуалистичный-то меня ого, как пронимает…

Надо, наверно, в рассмотрении себя перейти от стратегии к тактике. Анархист-то я – стратегически. Когда наступит коммунизм, тогда и воцарится анархия-самоуправление. И Россия – со своим менталитетом недостижительности (как его уничижительно называют либералы) – для коммунизма (с его “каждому – по разумным потребностям”) очень годится. Чем? – В качестве примера имущественным, так сказать, народам в их трудной работе по отказу от их привычек эры Потребления (ведущей человечество к смерти от перепроизводства). Но такую, годящуюся для будущего, Россию нужно суметь ПОКА сохранить от уничтожения, которое очень даже возможно в окружении более конкурентоспособных народов. А сохранить можно ровно так, как она сохранялась больше тысячи лет – авторитаризмом, государственностью в самом менталитете народа. И оттуда у меня благоговение перед авторитаризмом. Тактическое.

Нельзя ли мне его-то и использовать для более-менее вчувствования в классицизм?

Да, у Контрреформации и инквизиции католиков в XVII веке была в отношении масс политика "насильственного блага”, а у Реформации – политика "абсолютного предопределения”, обращённая к личности каждого в массах.

Но для самой-то инквизиции (католической) годилась же личностная политика протестантская! – В виде "идеологии “государственной пользы”” (Якимович Барокко и духовная культура XVII века. В кн. Советское искусствознание ʼ76. Том 2. М., 1977. С. 105 - 109), усвоенной на личностном уровне! Для духовной элиты Контрреформации. А?

Назову себя представителем духовной элиты Русского мира – и могу рассчитывать, что вживусь в статую “Св. Сусанна”, а?

Она ж против чего “восстаёт”? – Против бурного барокко. Потому бурного, что оно разрывается между Контрреформацией и Реформацией и исходит нудой от нескончаемой столетней религиозной войны с её идейными крайностями для масс католиков и протестантов. – Смотрите, какая бурность, экспрессия, вовлечение в восприятие скульптуры пространства вокруг скульптуры.

Бернини. Давид. 1623-1624.

Ведь вы ж рядом с Голиафом себя можете почувствовать на секунду и забояться, как бы и вам не попало от этого яростного Давида.

Чем не образ для несистемной оппозиции в России, желающей революционным путём свергнуть кровавый путинский режим, раз мирно это не удаётся? Чем не образ для мальчиков, по призыву Навального вышедших на несанкционированный митинг и вышедших не совсем безоружными?

Нет. В “Святой Сусанне” ещё тоже есть след влиятельного барокко.

""Св. Сусанна” первоначально занимала в церкви Санта Мария ди Лорето первую нишу нефа справа от алтаря, так что своей левой рукой она указывала на алтарь, глядя при этом на верующих” (Якимович. Формирование барокко и классицизма в итальянской скульптуре XVII века. В кн. Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 169-170).

Это было даже и против Евангелия.

"1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,

2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,

3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим” (Лука. 8).

Жёны-мироносицы, - ну Сусанна точно, только здесь и упомянутая, - ничего не проповедовали. Они только ШЛИ ВМЕСТЕ.

Но гораздо важнее, что фигура была против бурности барокко. – Grandezza (величие) духа, неутилитарность, необыденность, претензия на абсолютную и вечную значимость, статичность, сдержанность, строгость, отсутствие наготы в религиозном сюжете. "…оживает душа древних”… “вечные ценности” (Якимович. С. 169). – Сравните с оживанием традиционализма в России.

Знаменателен сам выбор этой Сусанны, о которой только и известно, что она шла с Ним и служила имением своим. Тем, что имела. Много она могла иметь?.. – И всё. – Скромность, скромность и скромность. Как либералы про Россию говорят: недостижительность. Но… Собаки лают, а караван идёт.

 

И как? Удалось мне себя раскачать?

Нет.

Контрреформация как бы чувствует, что (на своей территории) утвердится надолго. На века. А про Россию так что-то не думается. Россия, как всегда, живёт вопреки. А это тревожное состояние.

20 июня 2018 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6097.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)