Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Деяк. Картины.

Художественный смысл.

А Деяк – наоборот, из традиционной, украинской, с неизжитым коллективизмом – в цивилизованные, так называемые, страны.

 

Украпна це Європа.

Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад.

Італія. 2012.

Блакитні пальми. 2012.

Острів Бурано. Італія. 2013

Іспанія. 2013

Острів Бурано. Італія. 2012

Монако. Ніч. 2012

Можно было б сказать, что это фовизм?

Матисс. Музыка. 1910.

Но фовисты, в своём эгоистическом неприятии хоть и тоже эгоистичного капитализма, рванули вон из техногенной цивилизации – в традиционную, в Африку, Океанию. Les fauves – дикие.

А Деяк – наоборот, из традиционной, украинской, с неизжитым коллективизмом – в цивилизованные, так называемые, страны. В самую тесноту человеческую. И – с радостью. Это чувствуется по какой-то дробности изображения. И если он бежал от коллектива, то в коллектив же и прибежал? – Вопрос… Или это очень просто объяснить, если различить коллектив коллективистов и коллектив индивидуалистов. Объяснить так. Что Кудрин (имея в виду Россию) говорит, что в Европе гораздо более социальные государства, так это пропаганда. Там просто богаче страны. Вот и кажется, что там более социальные государства. И Деяк не обманулся. И счастлив там. Та же всё-таки детализация об этом говорит (смотрите на блики в море). Ну и это общее сияние… (У него, пишут, аж краски собственного изготовления, чтоб сияли.)

Жаль только, что такую массу в принципе не отличающихся картин он написал. Как пулемёт. Серийность какая-то неприятная при взгляде со стороны, но не замечаемая изнутри себя глядя. Как средний класс в наивности своей думает, что он не отличается от высшего.

Или я политизировано смотрю?

Деяк. Встреча. 2007.

И он просто представитель так называемой закарпатской школы…

"Закарпатье много веков входило в состав Австро-Венгерской империи. Сосуществование многих национальностей с их специфическими культурными традициями, сохранение аутентичности национальных культур способствовало взаимообогащению совместной жизни людей в регионе. Относительно тихое течение бытия околиц Австро-Венгрии способствовало сохранению многих положительных принципов и устоев “патриархального” существования народов края” (http://www.art-raschdorf.com/ru/article/05_article.html).

Вот те на!

Впрочем, в следующем же абзаце – иное (и не замечаемое автором, как иное)?

"После Первой мировой войны, по её результатам и тайным соглашениям в Сен-Жермене и Трианоне Закарпатье было включено в состав Чехословакии на правах автономии, которая длилась до 1939 года. Это двадцатилетие было очень плодовитым для культурного и образовательного процесса в крае. Именно тогда началась эпоха так называемого “национального возрождения края” - национальный ренессанс. Именно на этот период припадает и берет своё начало Закарпатская школа живописи”.

Бокшай. 1965.

Более чётко последнее соображение выражено так:

"…почему при наличии политической автономии не начать строить новую художественную жизнь? Без влияния Будапешта, Вены, Праги” (http://topnews.uz.ua/culture/2014/05/08/10689.html).

Портит, правда, логику переход этого расцвета на советское время, когда политическая автономия исчезла. Но выехать можно на идее инерции, даже если забыть что советская власть бережно относилась почти к любой национальной культуре.

Так можно вернуться к политическому углу зрения, который действен и для Деяка. Ему было 7 лет, когда Украина обрела, наконец, собственную государственность. Вот отсюда этот новый импульс оптимизма.

И не мог такой Деяк пройти мимо блеска на мировой арене боксёрской карьеры Кличко, с 2005 года тот советник президента, с 2010 года глава партии "Удар". Украину вообще долго узнавали только по успехам спортсменов.

 

Деяк. Из серии "Кличко". 2013.

 

Деяк. Братья Кличко. Эмоции. 2014.

Устрашающее что-то.

Сменилось настроение?

Вот цикл "Infinity" (2014). А каждая картина – без названия. Почему-то назван цикл по-английски. Не для того ли, чтоб скрыть, что на самом деле? Ведь перевод – и бесконечность, и пустота, и разрыв, и безбрежие.

От чего художник так улетел в минимализм? Что-то его здорово огорчило?

19 января 2016 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/340.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)